Вводная картника

Корень зла

На иностранного директора "Авиановы" возложили вину за отмену рейсов

Финансы

Авиакомпания "Авианова", которая в 2007 году стала вторым на российском рынке низкобюджетным перевозчиком, переживает корпоративный конфликт. В конце июня 2011 года "Авианова" уволила управляющего директора авиакомпании Эндрю Пайна, который впоследствии опроверг сообщения о своей отставке. В ответ 14 июля руководство перевозчика выпустило официальное заявление, в котором говорилось, что Пайн был уволен, поскольку его действия регулярно приводили к отмене рейсов и задержке с возвратом денег пассажирам.

Историю создания "Авиановы" можно начинать, пожалуй, с июля 2005 года, когда стало известно, что в России появится низкобюджетный перевозчик с рабочим названием AirNova. Реализацией проекта занимался американский инвестфонд Indigo Partners с партнерами. Отмечалось, что полеты новая компания начнет не ранее середины следующего, то есть 2006 года.

Однако до осени 2008 года о новом перевозчике почти ничего не сообщалось. В сентябре 2008-го источники деловых СМИ рассказали, что проект будет называться "Авианова" и одним из его участников станет группа А1, входящая в российскую "Альфа-групп". Предполагалось, что "Авианова" будет базироваться в "Домодедово", ее парк будет состоять из 7-10 лайнеров Airbus A320, а полеты начнутся с 1 января 2009 года. Цены на билеты в "Авианове" обещали установить на 30-40 процентов ниже, чем у других авиакомпаний. Сообщалось также, что руководителем новой структуры стал Эндрю Пайн, который ранее работал генеральным директором авиакомпании Viva Macau.

Однако из-за экономического кризиса планы по запуску перевозчика пришлось скорректировать. Только в июне 2009 года "Авианова" запустила рекламную кампанию, в которой пообещала перелеты по России за 250 рублей. Сертификат эксплуатанта "Авианова" получила 29 июля того же года, 11 августа начала продажу билетов, а первый полет совершила из московского "Внуково" в Сочи 27 августа 2009 года.

28 марта 2010 года "Авианова" перевела все свои рейсы в "Шереметьево", а к лету 2011 года расширила число маршрутов до 29. Компания, которая сейчас занимает место во втором десятке крупнейших авиакомпаний России, осуществляет в первую очередь внутрироссийские рейсы, а за границу летает только по одному маршруту - в Симферополь. Флот "Авиановы" состоит из шести Airbus A320. В 2010 году услугами перевозчика воспользовались 1,33 миллиона пассажиров.

Стоит отметить, что на момент создания "Авиановы" на российском рынке в сегменте low-cost работала всего одна авиакомпания - Sky Express, основанная в 2006 году гендиректором "Красноярских авиалиний" (входили в холдинг AiRUnion) Борисом Абрамовичем. В изначальном составе акционеров Sky Express числились ЕБРР, фонд Altima Capital, финансовая группа Sloane Robinson и ряд частных российских и иностранных компаний. После банкротства AiRUnion акционерная структура Sky Express изменилась, однако сейчас в компании официально не сообщают имена владельцев.

Sky Express летает в 16 российских городов, а с 2009 года также осуществляет чартерные рейсы в Турцию, Грецию, на Кипр, в Испанию и Египет (всего по 30 направлениям). Парк самолетов перевозчика состоит из Boeing 737-300 и 737-500 (на июль 2010 года их было 9). В 2010 году компания перевезла 1,14 миллиона пассажиров.

До сих пор других низкобюджетных перевозчиков в России, кроме Sky Express и "Авиановы", нет.

Задержки рейсов

Надо сказать, что последние два года и "Авианова", и Sky Express неоднократно подвергались критике за частые задержки рейсов. Так, в июне 2010 года журнал Forbes составил рейтинг самых непунктуальных авиакомпаний , в котором Sky Express занял первое место, а "Авианова" - четвертое.

В августе прошлого года столичная прокуратура даже подала иски к обоим дискаунтерам в связи со срывами рейсов. При этом, если к Sky Express прокуратура ограничилась одним иском, то к "Авианове" было подано сразу восемь.

В мае 2011 года "Авианова" даже решила отказаться от части чартерных рейсов после внеплановой проверки со стороны Росавиации. Ведомство проверяло обстоятельства отмены и задержек 1398 рейсов перевозчика летом 2010 года и зимой 2010-2011 годов. В результате комиссия Росавиации установила, что с 30 марта 2010-го по 28 марта 2011 года "Авианова" задержала более тысячи рейсов на два часа и более, в том числе 214 рейсов - на восемь часов и дольше.

Корпоративный конфликт или нет?

Эндрю Пайн. Фото РИА Новости, Марина Лысцева

Эндрю Пайн. Фото РИА Новости, Марина Лысцева

Lenta.ru

28 июня 2011 года газета "РБК daily" со ссылкой на источники на авиационном рынке написала, что управляющий директор "Авиановы" Эндрю Пайн больше не работает в компании и уехал из России. Причины отставки Пайна источники издания не называли.

При этом накануне выхода статьи в "РБК daily" "Авианова" сообщила о кадровых перестановках: первым заместителем гендиректора перевозчика был назначен бывший глава авиакомпании Red Wings Константин Тетерин. Источники газеты "Коммерсантъ" в "Авианове" сообщили, что Тетерин занял в авиакомпании кабинет Пайна и фактически будет выполнять его функции.

Сам Пайн 29 июня заявил, что из "Авиановы" он не уходит, а остается в компании вместе со своей командой менеджеров. Он также назвал назначение Тетерина незаконным. Тетерин, в свою очередь, сообщил, что официально ни Пайн, ни команда его менеджеров в штате "Авиановы" не числятся. Как напомнил портал Slon.ru, поскольку российскую авиакомпанию не может возглавлять иностранец, Пайн в руководстве "Авиановы" занимал должность "управляющего проектом".

Как указал "Коммерсантъ", в последнее время операционную деятельность "Авиановы" курировал гендиректор компании Владимир Горбунов, а Пайн осуществлял "стратегическое руководство".

7 июля газета The Financial Times написала, что в "Авианове" разгорается корпоративный конфликт между российскими и зарубежными акционерами. А1, структуре "Альфа-групп", принадлежит 51 процент акций перевозчика, а оставшиеся 49 процентов - Indigo Partners.

Как заявил FT Пайн, конфликт акционеров привел к "жертвам" среди менеджеров-экспатов. Помимо самого Пайна, из "Авиановы" были уволены трое других руководителей-иностранцев (британец, ирландец и австралиец).

Газета предсказуемо вспомнила и о других корпоративных конфликтах, в которых была замечена "Альфа-групп", самым ярким из которых стал спор 2008 года по поводу развития российско-британской компании ТНК-ВР. В итоге консорциум российских акционеров AAR ("Альфа-групп", Access Industries и "Ренова") добился того, что прежний глава ТНК-ВР британец Роберт Дадли ушел в отставку, а фактически возглавил компанию основатель "Альфа-групп" миллиардер Михаил Фридман. Кстати, несмотря на то, что в 2009 году акционеры ТНК-ВР решили, что новым главным управляющим директором компании станет Максим Барский, его формального назначения на должность до сих пор не произошло.

Ущерб от иностранцев

Между тем в "Авианове" 14 июля опубликовали официальное заявление "в связи с рядом публикаций в СМИ относительно прекращения своего сотрудничества с Эндрю Пайном". В нем компания обвинила Пайна в несоблюдении российского законодательства и действиях, регулярно приводивших к отмене рейсов и задержке с возвратом денег пассажирам.

В "Авианове" заявили, что действия Пайна повлекли "за собой проверки со стороны различных контролирующих органов, Ространснадзора, Росавиации, Транспортной прокуратуры". В результате проверок перевозчику был выписан ряд инспекторских предписаний. Как подчеркнул Горбунов, "отстраненный от сотрудничества с компанией за несоблюдение российского законодательства Эндрю Пайн вводит в заблуждение общественность, выдавая собственную безответственность за конфликты акционеров".

Кроме того, в сообщении "Авиановы" говорится, что компании "был причинен и прямой ущерб". "24 июня текущего года под логином Майкла Хайдена, одного из привлеченных г-ном Пайном консультантов, был совершен несанкционированный вход в электронную систему продаж авиакомпании и произведена обнуляция тарифов, в результате чего почти на сутки были остановлены продажи авиабилетов на рейсы компании". По оценкам "Авиановы", ущерб может составить около 4,5 миллиона рублей, и компания намерена защищать свои интересы и требовать возмещения ущерба.

В свою очередь, Пайн заявил "РБК daily", что "Горбунов является марионеткой, действующей в интересах A1". "Он войдет в историю как генеральный директор, который попытался захватить свою собственную авиакомпанию. Но он не имеет власти уволить меня", - приводит издание слова Пайна.

Пока конфликт в "Авианове" набирает обороты, "Альфа-групп" выставила контрольный пакет акций перевозчика на продажу. В начале июля газета "Ведомости" писала, что вся компания оценивается в 150 миллионов долларов, при этом А1 готова продать свой пакет всего за 70 миллионов. По данным издания, на долю в "Авианове" уже есть потенциальный покупатель: бывший управляющий директор А1 Дмитрий Черняк, уволившийся из компании в марте текущего года. Позднее в СМИ называлась и другая сумма возможной сделки - 35 миллионов долларов.

Однако 14 июля президент А1 Михаил Хабаров в интервью "Коммерсанту" опроверг информацию о продаже доли в "Авианове". "Переговоров о продаже нашей доли в компании за 35 миллионов долларов мы не ведем. Мы намерены сохранить свой пакет и продолжить развивать перевозчика", - пояснил Хабаров.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности