Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

"Разве можно упрекнуть Лукашенко?" Интервью с близким соратником президента Белоруссии

Глава Союза писателей Белоруссии Николай Чергинец известен своими экстравагантными предложениями запретить оппозиции выезжать за границу и проверить Элтона Джона на "элементарную мораль". Он долгое время верой и правдой служит Александру Лукашенко, и на выборах президента 19 декабря был его доверенным лицом. В интервью "Ленте.ру" он не смог назвать ни одной ошибки Лукашенко, а безмолвные акции протеста назвал проплаченными оппозицией.

Лента.Ру: Николай Иванович, каково ваше отношение к проходящим в Белоруссии безмолвным акциям протеста?

Николай Чергинец: Если бы люди шли по совести, можно было бы их понять и руководству страны. Но ведь ясно, что это исполнение, так сказать, заговорщических идей. Еще раньше оппозиционеры, проигравшие на выборах, говорили, что надо менять тактику. Это не воспринимается как проект, от души сделанный людьми, а просто как выполнение части плана против руководства страны, правительства, да и в целом интересов республики.

Конечно, здесь я вижу весьма слабую работу в плане идеологического, если так можно выразиться, воспитания молодежи, но не в плане, как раньше было, "отдай жизнь за родину", а в плане разъяснения, что делается в стране. Ведь остановите любого из этих парней и девушек, спросите, сколько стоит буханка хлеба - как правило, он не скажет. А подогревают друг друга на поступки, видя в этом что-то героическое. Здесь надо признать, что те, кто отвечает за работу с молодежью, просто-напросто не достигли требуемого в современных условиях уровня.

Если бы эта работа велась, то большинство бы и не пошло выполнять эту команду. Хотя там, конечно, стоит еще один фактор: оплата за выход, за выходку какую-то.

Очевидно, для Белоруссии настало время, когда надо пересмотреть в целом свое отношение к протестам явно враждебной направленности против власти. Надо находить новые компромиссные ходы.

Что вы имеете в виду?

Думаю, здесь могли бы сыграть неплохую роль наши молодежные организации, например, Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ). Имея в виду обязанности тех, кто отвечает за идеологию, встречаться больше с молодежью, вести диалог.

Идет речь только о части молодежи, значит до них не дошли руки. Почему? Ведь я по себе вижу и чувствую, придешь в учебное заведение, в битком забитый зал, где и парни, и девушки не хотят уходить в отведенное время для встречи, а просят остаться еще, и задают вопросы не только о литературе, но и о жизни, о роли Белоруссии в мире, в Европе, об экономических проблемах.

Создается почва, где очень хорошо посеять зерно смятения такого, недоверия к власти. С другой стороны, обвиняя организаторов этих походов, я бы хотел сказать, что нам нужно научиться критически оценивать и свои действия.

А вы считаете, что в обществе не может быть оппозиции? Разве молодежь не может быть не согласна с курсом Лукашенко?

Ну почему, определенная часть таких есть, сомнений нет. Но большая часть этих молчаливых протестов - это ребята, которые введены в заблуждение именно такой частью, которая занимает враждебную позицию. Потому что их папы и мамы уже, как говорится, участвовали в этой борьбе за власть, и они быстрее завоевали доверие этих ребят и девчат, смогли убедить их пойти.

Плюс немаловажную роль играет то, что они здесь иногда то ли сознательно, то ли просто так на бутылку пива или на что-то другое подкупаются и средствами денежными. Ведь это было ясно и на выборах (президентские выборы состоялись в Белоруссии 19 декабря 2010 года - примечание "Ленты.ру"), когда была четкая расценка от 10 до 200 долларов каждому за его действия против государственной власти. Шли многие, хотя потом стыдливо прятали глаза, доказывая, что просто пришли посмотреть.

Я вижу здесь такую проблему: наступили новые времена, которые диктуют целый ряд новых подходов к общению с обществом. Во-первых, должны быть нормальные организаторы, которые умеют объяснять людям сложности и проблемы. Вторая часть - надо, чтобы те люди, которые понимают, откуда проблемы, и осуждают экстремистскую деятельность тех, кто пытался устроить хулиганство, они сами пусть работают со своими друзьями и коллегами. Думаю, что над этим надо думать.

Я на этой акции был, там была нормальная молодежь, и, может, им кто-то и платил, но я этого не видел, и вы этого не видели. Зато я видел, как очень жестко действовали спецназовцы в штатском. Люди выходят похлопать, а их бьют. Почему такой неадекватный ответ?

Разгон безмолвной акции протеста в Минске, 3 июля 2011 года. Фото <a href=http://toxaby.livejournal.com target=_blank>Антона Мотолько</a>

Разгон безмолвной акции протеста в Минске, 3 июля 2011 года. Фото Антона Мотолько

Lenta.ru

Реакция жесткая в первую очередь в отношении тех организаторов, которые это дело затеяли. Согласитесь, как мы можем с вами встретиться, если не знаем место и время встречи.

Так через интернет...

Ну кто-то же делает это, все совершенно известно.

Администратор группы, которая организует эти акции, живет в Кракове.

Не будем трогать Польшу, здесь живут многие такие, которые хотят спрятаться за Краков. Им выгодно это. И сейчас современная ситуация, когда интернет приобретает могучую силу, разве трудно из Минска через Краков скомандовать. Нужно просто одного туда посадить, чтобы он был диспетчером.

Ну хорошо, но на площади были и обычные люди, которых жестко задерживали.

Поверьте мне, активность была видна, кто был в этой толпе молодежи. Не хватали же всех, а задерживали, зная кого задерживают.

Я бы обратил внимание на то, что нет такого карающего эффекта потом (на самом деле только в минских изоляторах оказались около 100 человек, и они еще ждут суда - примечание "Ленты.ру"). Ну задержали, чтобы остыл немножко, подумал, потом отпустили. Очень много было несовершеннолетних детей, которые легко поддаются на такую провокацию.

Надо больше работать с родителями и детьми, чтобы они поняли, что этим хлопаньем и топаньем ничего не добьешься. Что, изменится от этого экономическая ситуация? Вот сейчас бы Лукашенко сказал: "Ладно, ребята, давайте". Что бы они сделали? Таких возможностей, какие есть у Лукашенко, ни у кого нет, ни у наших лидеров, ни у предполагаемых лидеров. Поэтому надо думать, как выйти из ситуации быстрее, с меньшими потерями.

Действительно, уровень зарплаты в долларовом исчислении снизился с 500 до 350 долларов. Но предпринимаются меры, чтобы рубль все-таки был весомым для обеспечения семьи. Слов нет, вдаваясь в недалекое прошлое, явно просчитывались наши экономисты, стремясь сделать так, чтобы побыстрее наступил рай, зарплаты давали завышенные и полностью привязали себя к доллару. Надо было думать, ведь это американцам хорошо с долларами жить, включили станок и сделали. А когда мы сами сидим по уши в созданном долларовом ажиотаже, который грозит катастрофой? Об этом слабо думали или не желали, может, некоторые думать.

Я вижу перспективу в улучшении отношений с Россией. Не в ущерб Западу. Так же как с Западом надо вести диалог не в ущерб России. Было бы правильно ставить вопрос, что надо всем людям высокого ранга и в России, и в Белоруссии подумать о главном. О том, что наши народы хотят быть вместе. По крайней мере, рядом. Когда посмотришь на Союзное государство, то там где есть реальная сложность, опасность, дела движутся неплохо. Общая оборонная граница, пограничники действуют хорошо, средства ПВО - отлично, МВД дружат, потому что их объединяет борьба с оргпреступностью и наркоторговлей.

На практике все иначе выглядит, чем резкие пикировки словами. На самом деле отношения гораздо лучше.

А вам не кажется, что проект Союзного государства провалился?

Объем товарооборота говорит о том, что не провалился. Нельзя назвать провалом, если Белоруссия в торговле России с другими странами занимает одно из ведущих мест. Уступает, конечно, Европе, отдельным ее государствам, но то, что, учитывая небольшой размер страны, ее десятимиллионное население, Белоруссия имеет такое значение в товарообороте, говорит, что проект дал положительный эффект.

Создание общего таможенного пространства стало возможным в первую очередь потому, что в рамках Союзного государства были наработаны неплохие примеры и шаги, которые позволяют решать такие глобальные вопросы, как общее таможенное пространство.

Но, конечно надо быть самокритичным: многое из того, что хотелось сделать, не делалось или не сделано и не достигнуто. Это если не осложняет, то по крайней мере наводит на размышления по решению конкретных вопросов. Белоруссия и Россия нуждаются в модернизации промышленности. Чиновниками нужно думать, почему они не решили тот или иной вопрос, а не доводить дело до того, что главы государства между собой, мягко говоря, спорят.

По-моему, отношения между главами государств сильно испортились в последнее время?

В какой-то степени это, конечно, так. Скажу откровенно, мне принадлежала идея образовать Союз писателей Союзного государства. Идея не только должна развивать русскую и белорусскую литературу, оба языка, но и чтобы интеллектуалы пришли в себя, проснулись и думали о том, что нужно делать на пользу двух государств, и воздействовали на глав государств.

Я думаю, тот шаг, который Медведев впервые предпринял в отношении поставок энергии, дал команду, понимая что это не пропадет, это хороший шаг. Надо, чтобы они проявляли больше доброжелательности к стране и ее руководителю, не выставляли друг друга в плохом свете.

Если раньше российское телевидение было очень комплиментарно настроено по отношению к Лукашенко, то теперь прошла целая серия сюжетов про "Крестного батьку"...

Это я считаю самой большой ошибкой. Надо понять Лукашенко, он действительно характера горячего и порой даже, скажем прямо, его слова были далеки от того, что он хотел бы сделать в отношении руководства России. Критиковал он, но шаги его всегда были очень правильные в отношении укрепления экономики двух стран и в политическом плане. Самое болезненное было в риторике, но действий таких и близко не было.

А вот Медведев в 2010 году в день нападения фашистских захватчиков на Брестскую крепость объявил Белоруссии газовую войну. Таких ошибок нельзя допускать, что мешало сделать это не 22, а 25 или 30 июня.

О поспешности решения говорит то, что потом выяснилось, что не Белоруссия была должна, а Россия. Потом рассчитались, но перед этим вогнали такой кол в отношения двух стран. Слава богу, что не осиновый и не смертельный.

Помню, как в 1998 году делегаты союзного парламента собрались в Кремле, и президенты двух стран Борис Ельцин и Лукашенко подписывали договор. Перед этим мы заходили в раздевалку. Заходит Чубайс, поздоровался со мной, еще с кем-то, а я ему говорю, познакомьтесь с главой белорусского Сената, он ему пожал руку, потом представляю главу Палаты представителей бывшего первого секретаря ЦК КПБ Малофеева, Чубайс руку отдернул, повернулся и пошел. Это говорит о том, что в то время были силы, которые не хотели добрых отношений с Белоруссией.

Я считаю, что и у нас были такие силы, но они были менее могущественные. В России же люди с миллиардами легко открывают важные двери. Пора обратить внимание на аппараты и должностные лица и четко ставить задачи.

В том, что сейчас происходит с экономикой Белоруссии, виноваты только аппарат Лукашенко и его помощники, или есть и его вина какая-то?

Если говорить о Белоруссии, то я вижу, что немалую роль могли иметь помощники, которые могли принимать решения в области экономики. Они говорят сейчас, что жили не по средствам, но, позвольте, а кто виноват, что тратили на ветер миллионы и миллионы зеленых. Они дураки или, действительно, хотели причинить вред интересам государства? Здесь надо разбираться. Я не за то, чтобы их казнить, но сделать анализ и выводы нужно.

Я разговаривал с несколькими западными экономистами, которые нормально относятся к Белоруссии, и они давали совет взять минимум троих мощных советников от Европы, России и Китая.

Повышение зарплат, то есть жизнь не по средствам, о которой вы говорите, ведь было предвыборной мерой? Она помогла избранию Лукашенко.

Не совсем так. Это очередное же было повышение зарплаты, стипендий, пенсий. Легко просчитать, что за последние три года пенсии увеличились в девять раз, а стипендии в 16 раз.

Но переборщили они, я так понимаю. Проблемы сказались в самое неурочное время, так как позволяют оппозиционерам говорить, что мы специально это сделали. Но если вычесть, что было вложено в последнее время перед выборами, то это малая толика от общего бюджета. Мы шли к этому постепенно, делая вид, что не замечаем проблем. Это ошибка наших аналитиков и ответственных за экономику чиновников.

В России бытует мнение, что в Белоруссии все решает Лукашенко, поэтому и ответственность за ошибки несет он.

Белоруссия в отличие от России - маленькая страна, и не надо удивляться, что президент решает большинство вопросов, ему это по силам. Возьмите любую другую постсоветскую республику, то же самое налицо. Да и в России пытались похожее сделать последние годы. Решили всю власть собрать в одном месте, чтобы сделать страну управляемой. Никому не хочется бардака в стране. Но Россия большая страна, и приходится центру делиться властью с регионами.

Когда Лукашенко ввел вертикаль управления, то в Белоруссии начался быстрый рост. Возьмите элементарно жилье. Если 10 лет назад мы радовались 3-4 миллионам квадратных метров, введенных в стране, то сегодня мы наблюдаем 11 миллионов. По урожайности мы добились 10 миллионов тонн зерновых, этого никогда не было, в 2001 году у нас было 4 миллиона, и мы радовались. Это все благодаря централизованному управлению.

В Белоруссии есть десятки образцовых колхозов, и там не только коров доят под музыку Баха. Если там стоят стеклопакеты, значит, колхозы встали на ноги. Наши российские коллеги по российскому Союзу писателей удивлялись уровню развития нашего сельского хозяйства.

Но в США я разговаривал с главой Федеральной резервной системы. Они говорили мне: "Бросьте вы в Белоруссии заниматься Госпланом. Если во времена Союза это еще себя оправдывало, то сейчас этого не надо". Еще мне, ей-богу, понравился его совет не тратить средства на аграрный сектор. "Вы им даете зерно посевное, бензин, солярку, а вы лучше сделайте, как мы делаем. Мы считаем, что надо помогать, скажем, свиноводству, мы объявляем, что с 1 апреля будем покупать у вас мясо не по 3 доллара, а по 15. Мы не дали им деньги, а сказали заниматься производством", - сказал он мне.

А Александру Григорьевичу вы об этом говорили?

Как-то я говорил. Но я, наверное, виноват, что не донес до него. Мне казалось, кто мешает апробировать это хотя бы в каких-то регионах. Я считаю, что сейчас Белоруссии нужен спокойный анализ и политическая стабильность. Если расшатывать лодку, то от этого проиграют в целом народ и государство.

Вас послушаешь, и получается, что Лукашенко ни в чем не виноват. Правильно я понимаю, что, по-вашему, его вины никакой нет в том, что произошло?

Если старушки говорят, что лавка у дома нужна, что ж, в этом президент виноват? А ведь вина эта того, кто на местах. Это разгильдяйство на местах создает определенный фон у людей. У них, если лампочка не работает, то президент виноват.

Его вина в том, что он слишком доверяет тем, кто вырабатывает предложения по решению. Иногда у нас принимаются на работу люди, которые шершавым языком хорошо лижут ягодицы. Но мозгов нет или они направлены в другую сторону.

Разве можно упрекнуть Лукашенко в том, что он не работает? Поражаешься другому. Когда у него каждый день лежат две огромные стопки документов, по которым он должен принять решение. Хотелось бы, чтобы аппарат лучше работал. Хотелось, чтобы не дублировались должности в правительстве и администрации. Как ни странно, можем взять пример с США (ничего в этом страшного нет), ведь там вообще нет правительства, и все министры работают у президента. Сейчас период размышлений наступил.

Вы имеете в виду переход к рыночной экономике? Сейчас ведь экономика Белоруссии жива только за счет российских дотаций.

Я здесь в высокой степени ценю действия Лукашенко, который всегда старался для своей страны торговаться, как на рынке, чтобы для своей страны купить дешевле. Это естественно.

Я бы хотел привести в пример США, которые ежегодно 50 миллиардов долларов тратят только на то, чтобы Израиль голосовал за них. Политика - такое дело. В России тоже могли подумать о совместных действиях.

Запад внес вас в "черные списки", вас это не беспокоит?

Я всегда критиковал США, над ними в ходе моего выступления впервые смеялся весь мир. Поэтому как они будут ко мне относиться? А Европа поет под их дудку.

Но Запад увязывает введение санкций с жесткими приговорами по митингу 19 декабря.

Возьмем 19 декабря. Я-то тут причем? Я-то никак не мог в фальсификациях участвовать, если бы они были. Какие решения может принимать глава Союза писателей? Я что, разгонял оппозицию, задерживал ее? Они мне закрыли въезд просто за мои убеждения.

А как вы оцениваете приговоры Статкевичу, Уссу и Санникову в 6, 5,5 и 5 лет колонии?

По-человечески их просто жалко. Но они должны быть наказаны, если готовили, грубо говоря, переворот.

А они готовили?

Сомнений нет. Я приведу вам один пример. Нас пригласил немецкий посол, мы сидели, а напротив стояло зеркало. И вот одна немка, она и сейчас в политике, не помню, как ее зовут, вышла в соседнюю комнату и Статкевичу дает пачки денег. Я это хорошо вижу своими глазами. А посол говорит: "Нам никогда не удастся свергнуть Лукашенко, если мы не объединим наши силы". Про меня-то он забыл!

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше