Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Слепая зона ВТБ не заметил в Банке Москвы "дыру" на миллиарды долларов

Скандальная история с покупкой Банка Москвы госбанком ВТБ никак не желает заканчиваться. После того как ВТБ получил операционный контроль над Банком Москвы, а бывший президент столичного банка перебрался в Лондон, выяснилось, что в балансе Банка Москвы может образоваться "дыра" размером в несколько миллиардов долларов.

Для начала вспомним, как все начиналось. В начале 2011 года ВТБ приобрел пакет акций Банка Москвы и инициировал смену руководства финансовой организации. В результате этого Андрей Бородин, возглавлявший банк в течение 15 лет, лишился своего поста, а президентом Банка Москвы стал Михаил Кузовлев из ВТБ. К этому моменту госбанк получил в прямое владение 46,48 процента акций Банка Москвы.

Передача власти в Банке Москвы сопровождалась длительным конфликтом ВТБ с Бородиным, который разрешился лишь после того, как Бородин продал свой пакет акций Банка Москвы (около 20 процентов) Виталию Юсуфову (сыну бывшего министра энергетики РФ Игоря Юсуфова) и уехал в Лондон. В России Бородин заочно арестован по уголовному делу о мошенничестве при выдаче кредита на 12,7 миллиарда рублей. Кроме того, Бородину, как и его заместителю Дмитрию Акулинину, были предъявлены обвинения в злоупотреблении полномочиями (часть 1 статьи 201 УК РФ).

Вскоре после демарша Бородина выяснилось, что ВТБ столкнулся в Банке Москвы с новыми трудностями. В середине мая стало известно, что целый ряд активов, которые кредитовались в Банке Москвы, принадлежат непосредственно Бородину и его бывшему заместителю Акулинину. В число этих активов, в частности, входят алкогольные предприятия АПК "Мильстрим - Черноморские вина", ММВЗ и "Корнет". Кроме того, менеджеры контролируют недвижимость в Москве и компанию, которая сдает помещения в аренду самому Банку Москвы.

В начале июня Банк Москвы подал в столичный арбитражный суд несколько исков к компаниям, предположительно подконтрольным Бородину. Выяснилось, что после перехода Банка Москвы под контроль ВТБ у госбанка возникли сложности с обслуживанием долга компаниями, прокредитованными во время работы Бородина. Точный масштаб проблемы при этом не раскрывался.

Президент ВТБ Андрей Костин заявлял Reuters в мае, что ВТБ ведет переговоры с предыдущим менеджментом, контролирующим непрофильные активы, которые кредитовал Банк Москвы. Список активов, о которых шла речь, он не уточнял. Не делал этого и Бородин, заявляя лишь, что в переговорах участвуют иностранные и российские инвесторы.

Переговоры не мешали ВТБ заочно ругать расположившегося в Лондоне Бородина. Костин описывал ситуацию в Банке Москвы емким словом "беспредел", а его бывших менеджеров сравнивал с организатором крупнейшей в российской истории финансовой пирамиды "МММ" Сергеем Мавроди. Российским надзорным органам необходимо так наказать бывших менеджеров Банка Москвы, чтобы они не смогли вернуться к банковской деятельности, отмечал он.

В начале июня все переговоры по сделке были свернуты по инициативе ВТБ. После этого Бородин написал Костину открытое письмо, в котором попросил как можно скорее возобновить переговоры о продаже ВТБ активов, ранее кредитовавшихся в Банке Москвы. Бывший владелец банка также назвал цену потенциальной "дыры" в балансе опорного банка московского правительства, которая может достаться госбанку ВТБ из-за сложностей с обслуживанием кредитов компаниями. По его подсчетам, речь идет о сумме в 217 миллиардов рублей. Это почти треть кредитного портфеля Банка Москвы, который на 1 июня составлял 678 миллиардов рублей.

"Я не могу спокойно смотреть на то, как ВТБ бессмысленно разрушает будущее предприятий и пытается вынудить государство профинансировать свои ошибки, и призываю ВТБ продолжить переговоры", - прокомментировал Бородин письмо у себя на сайте. Бородин в своем письме также привел оценку, согласно которой общая стоимость этих активов составляет 266 миллиардов рублей, что на 49 миллиардов рублей больше кредитных обязательств данных компаний перед Банком Москвы. Эту разницу, очевидно, Бородин хотел бы получить от ВТБ.

Андрей Бородин. Фото ИТАР-ТАСС

Андрей Бородин. Фото ИТАР-ТАСС

Lenta.ru

Альтернативного решения проблемы, по мнению Бородина, нет. Он убежден, что прекращение переговоров о передаче активов ВТБ приведет к тому, что указанные предприятия должны будут списывать выручку банку в принудительном порядке, что парализует их работу. "Для страны это будет означать потерю рабочих мест и рост социальной напряженности в регионах деятельности этих предприятий", - утверждает он.

По его мнению, остановка предприятий будет невыгодна и самому ВТБ, так как у Банка Москвы возникнет дыра в бюджете, которую можно будет "заткнуть" лишь обратившись за государственной помощью. Свое письмо Бородин отправил не только в ВТБ, но также министру финансов России Алексею Кудрину и главе ЦБ Сергею Игнатьеву, подчиненные которого сейчас как раз проводят проверку Банка Москвы (она продлится до 20 июня). После этого, как ранее отмечал Костин, можно будет оценить необходимость докапитализации Банка Москвы.

Официального комментария от ВТБ на выпад Бородина не последовало, но источник РИА Новости, близкий к руководству госбанка, заявил, что ВТБ настаивает на обслуживании кредитов, выданных компаниям, аффилированным с бывшим руководством и топ-менеджментом Банка Москвы. По его данным, никто в ВТБ не собирается отнимать у Бородина его активы. "Он по-прежнему является их владельцем и несет за них полную ответственность. Единственное, что хочет ВТБ - это чтобы должники обслуживали кредиты", - добавил источник.

Собеседник агентства полагает, что у Бородина есть возможность финансировать свои активы, так как от продажи своей доли в Банке Москвы в марте он получил свыше 1 миллиарда долларов. "Если же Бородин по каким-либо причинам не хочет помогать своим предприятиям и без этой помощи они не в состоянии обслуживать кредиты, то возникает вопрос, каким образом он оценивает их рыночную стоимость?" - сказал собеседник агентства. Источники газеты "Ведомости" в правительстве также полагают, что Бородин вряд ли адекватно оценивает свои активы. Бывший руководитель Банка Москвы, скорее всего, придерживается противоположного мнения.

Сделка ВТБ и Банка Москвы, можно не сомневаться, подарит журналистам еще множество пикантных подробностей. Пока же в этой истории много неясного. Зачем, к примеру, ВТБ покупал Банк Москвы в такой спешке, что не заметил "левых" кредитов на 200 миллиардов рублей? Со стороны Бородина практика выдачи кредитов своим же фирмам также выглядит весьма сомнительной, хотя далеко не факт, что она является незаконной. Впрочем, кричать "караул" это сейчас не мешает ни одной из конфликтующих сторон.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше