Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Пуще неволи Суд оправдал выживших участников охоты на Алтае

Суд в горноалтайском поселке Кош-Агач вынес оправдательный приговор трем участникам незаконной охоты на горных баранов, которая завершилась падением вертолета. В ходе процесса выяснилось, что организатором мероприятия был погибший при крушении полпред президента в Госдуме Александр Косопкин.

Обвинение по статье "незаконная охота группой лиц по предварительному сговору или организованной группой" было предъявлено бывшему вице-премьеру республики Алтай Анатолию Банных, который после катастрофы ушел в отставку и занялся бизнесом, а также замдиректора Института экономики и законодательства Москвы Николаю Капранову и гендиректору компании "Инеко" Борису Белинскому. Прокурор потребовал для каждого из подсудимых по году колонии, с учетом освобождения их от наказания за истечением срока давности.

Вместе с тем планировалось, что с обвиняемых потребуют возместить ущерб, который Росприроднадзор оценил в 900 тысяч рублей - по триста тысяч за каждого из трех убитых животных. Суд в итоге принял сторону защиты, которая настаивала на оправдательном приговоре. Судья Николай Лубеницкий при вынесении решения отметил, что все утверждения о виновности обвиняемых носили "предположительный характер" при отсутствии весомых доказательств. Прокуратура не согласилась с такой трактовкой своей работы и собирается подать протест на решение суда.

Адвокаты обвиняемых приводили в защиту подопечных следующие аргументы: Банных и Капранов даже не взяли с собой ружей, а Белинский не высаживался из вертолета и не стрелял. Кроме того, у участников охоты были документы, разрешающие отстрел животных, в том числе марала, косули и козерога. Прокурор со своей стороны настаивал, что подсудимые принимали в охоте непосредственное участие, пусть и не стреляли в животных, а значит должны понести наказание. В суде даже дал показания губернатор Алтая Александр Бердников, для которого, по его словам, стало неожиданностью решение полпреда Косопкина устроить охоту на занесенных в Красную книгу горных баранов (они же архары или аргали), являющихся к тому же священными животными для коренных жителей региона.

Обломки Ми-8. Фото <a href=http://altapress.ru target=_blank>"Алтапресс"</a>

Обломки Ми-8. Фото "Алтапресс"

Lenta.ru

Свое возмущение оправдательным приговором выразили экологи и члены национальных объединений алтайцев. Руководитель движения за культурное возрождение Алтая "Белая вера" Акай Кыныев заявил РИА Новости, что он с соратниками даст публичную оценку приговору и не исключил, что последует обращение в "международные и правовые организации, чтобы обратить внимание на эту ситуацию". Старейшина южных алтайцев-теленгитов Андрей Едешев также пообещал заняться этим вопросом в рамках всеалтайского курултая, чтобы добиться отмены приговора.

История с браконьерской охотой всплыла на свет при расследовании авиакатастрофы, произошедшей в алтайских горах 9 января 2009 года. Из 11 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа погибли семеро, включая полпреда и еще нескольких высокопоставленных чиновников регионального и федерального уровня. В живых остались фигуранты рассматривавшегося в Кош-Агаче дела и один из членов экипажа.

Официальной причиной катастрофы эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) назвали ошибку в пилотировании, которую совершил один из пассажиров, севший в кресло второго пилота. Впоследствии оказалось, что этим человеком был командир горноалтайского летного отряда Владимир Подопригора, который был опытным пилотом и прекрасно знал местные условия. Однако в МАК пришли к выводу, что он и остальные члены экипажа в момент катастрофы не следили за положением вертолета в пространстве, неправильно оценили ширину ущелья и расстояние до поверхности.

Только спустя несколько месяцев после инцидента стало известно, что пассажиры вертолета летели на охоту, а не на деловое совещание, как сообщалось вначале. В прессе появились фотографии убитых животных, а общественность подняла шум. В мае 2009 года по факту браконьерства завели уголовное дело, которое, как и дело о катастрофе, закрыли в августе того же года в связи с гибелью виновных. Браконьерами следствие посчитало погибших при падении вертолета замначальника департамента внутренней политики управления президента РФ Сергея Ливишина, председателя регионального комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктора Каймина и заслуженного артиста Республики Алтай Василия Вялкова. Было установлено, что также погибшие командир экипажа Алексей Баяндин и Подопригора занимались поиском стад архаров, которые затем загоняли на высадившихся охотников.

В июне 2010 фигурантами дела о браконьерстве неожиданно стали Банных, Капранов и Белинский. Бизнесмену предъявили обвинение, а бывшего вице-премьера и республиканского чиновника даже объявили в розыск за неявку к следователю. Банных созвал по этому поводу пресс-конференцию, на которой рассказал, что не знал о возбуждении дела, так как находился в Таиланде. Он также заявил, что сам был без оружия, а кто стрелял по архарам - ему неизвестно. По мнению Банных, уголовное дело является попыткой давления на его бизнес. Капранов впоследствии также объяснил, что узнал об уголовном деле случайно, так как живет и работает в Москве.

Дело о браконьерстве слушалось в суде Кош-Агачского района, расположенного на границе с Монголией. Обвиняемые так и не появились в суде, сославшись на плохое самочувствие и на удаленность района от столицы республики - примерно 500 километров от Горно-Алтайска.

Хотя подсудимые и не признали свою вину, а впоследствии были оправданы, в ходе процесса выяснились любопытные подробности происшествия: прокуратура фактически признала, что организатором охоты был погибший полпред президента. По словам обвинителя, именно Косопкин выступил с идеей арендовать вертолет у компании "Газпромавиа". Правда, доказательств его причастности непосредственно к убийству архаров нет. По версии следствия, произведенные им выстрелы не попали в цель.

Алтайский горный баран (архар). Фото с сайта apus.ru

Алтайский горный баран (архар). Фото с сайта apus.ru

Lenta.ru

В целом, как стало известно "Новой газете" из материалов дела, охота шла следующим образом. 9 января 2009 года вертолет Ми-171 (одна из модификаций Ми-8) вылетел в сторону границы с Монголией. Из показаний Капранова следовало, что второй пилот Максим Колбин, также выживший в авиакатастрофе, уступил свое место Подопригоре. При этом в штурманское кресло сел Каймин, у которого была информация о местах обитания архаров. Обнаружив животных, Косопкин, Ливишин и Каймин высадились, чтобы спрятаться в засаде, а остальные стали с помощью вертолета загонять на них баранов, одного из которых удалось подстрелить.

Второго архара охотники добыли на следующей посадке по аналогичной схеме. На этот раз в засаде были Вялкин и Банных, при этом у последнего якобы не было с собой оружия. Третье животное было застрелено прямо из вертолета, но неизвестно кем. А затем при попытке забрать убитого архара Ми-171 разбился на склоне горы Черная.

По свидетельству местных жителей, вскоре после катастрофы бараны ушли из этого района. Предполагали, что один из убитых архаров был вожаком стада, и его смерть послужила причиной миграции. Однако в феврале 2011 года экологи обнаружили, что животные вернулись в прежние места обитания. Всего в районе границы обитают до 1600 архаров: примерно 700 с российской стороны и 900 - с монгольской. Мировая популяция этого вида животных не превышает пяти тысяч голов. Как гласят местные легенды, убившего священное животное ждет небесная кара, и именно так алтайцы расценили произошедшее с участниками охоты.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше