Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Старый солдат На 77-м году жизни умер Михаил Козаков

"Лучше всех меня определил один ныне покойный критик. Он назвал меня характерным героем. И все", - так примерно год назад в передаче "Временно доступен" Михаил Козаков охарактеризовал себя. Спустя совсем немного времени после записи этой программы стало известно, что у актера рак легких, причем врачи сразу же заявили, что неоперабельный. Козаков уехал лечиться (на самом деле, конечно, умирать) в Израиль, где 22 апреля 2011 года в возрасте 76 лет скончался.

Актер театра и кино, режиссер и просто красивый мужчина Михаил Козаков был родом из Ленинграда, из хорошей интеллигентной семьи. С самого начала казалось, что карьера в кино будущему актеру и режиссеру заказана - его мать дважды арестовывали в 1938-м и в 1948-м. Но по окончании школы в 1952 году Михаил поступил в школу-студию МХАТ, где его педагогом стал не кто иной, как Олег Ефремов, с которым Козаков сохранил теплые отношения на всю жизнь.

Спустя всего два года к молодому Козакову пришла всесоюзная слава - на экраны вышел фильм "Убийство на улице Данте". Женщины по всему Союзу разом влюбились в этого красивого, статного молодого человека с правильными чертами лица, к тому же исполнившего на экране роль негодяя (по сюжету фильма герой Козакова Шарль Тибо убивает собственную мать). Параллельно с кинокарьерой Козаков начинает карьеру в театре - и тоже, надо сказать, довольно незаурядно: в том же 1956 году в театре Маяковского он играет Гамлета.

В кино Козаков на несколько лет становится заложником образа Тибо: ему дают играть исключительно привлекательных злодеев - это и поручик Валериан Оноли из "Восемнадцатого года" (фильм 1958 года, вторая часть экранизации "Хождения по мукам" Алексея Толстого), и ротмистр Черемисов из "Золотого эшелона" (1959), и гауптман Заугель из "Вдали от Родины" (1960), и, конечно же, хрестоматийный влюбленный подлец Педро Зуриту из "Человека-Амфибии" (1961). Очень скоро режиссеры, правда, понимают, что лучше иметь такую харизму на стороне добра, и Михаил Козаков начинает играть положительных персонажей.

Все 1960-е годы он снимается с перерывами по нескольку лет. Задержки вызваны его переходом в театр "Современник". Именно здесь он создает одни из своих самых ярких образов - Сирано де Бержерака в одноименном спектакле его учителя Олега Ефремова и Камергера в "Голом короле" Евгения Шварца. Следующие 10 лет, однако, для Козакова как театрального актера выдались непростыми: в это время он метался между театрами - сначала из "Современника" вслед за своим учителем ушел во МХАТ, а оттуда - в Театр на Малой Бронной к Анатолию Эфросу. У него Козаков в 1973 году сыграет Дон-Жуана.

Несмотря на сумбур в театральной жизни (а скорее, даже благодаря ему), в это же время у Козакова выходят прекрасные фильмы. В 1974 году он играет виконта де Розальба в "Укрощении строптивой". В 1975 году в прокат выходит легендарная "Здравствуйте, я ваша тетя", в которой Козаков играет не главную, но от этого не менее замечательную роль полковника Чеснея, сразившего зрителя проникновенной фразой "Я - старый солдат, и не знаю слов любви". Стоит ли говорить, что одной этой фразы, наивной и смешной, было бы достаточно, чтобы Михаил Козаков навсегда остался в нашей памяти. В 1978 году Козаков демонстрирует новую грань своего таланта, режиссерскую: он снимает "Безымянную звезду", а в 1982 году - "Покровские ворота", немедленно ставшие классикой и разлетевшиеся на цитаты.

В начале 1990-х Козаков попытался уехать жить в Израиль, даже продержался там пять лет, но в 1996-м вернулся. Почему, он так толком никогда и не объяснил. При этом, даже будучи за границей, он не забывал кинематограф, и, в отличие от многих коллег, которых лихие годы застали врасплох, продолжал активно сниматься. Козаков всегда серьезно, пусть и не всегда однозначно, относился к профессии актера - он работал до самого последнего времени, когда уже плохо видел и с трудом говорил. В его последней работе - фильме "Любовь-морковь 3", где он исполнил доктора Когана, - роль за него пришлось озвучивать сыну.

Всю свою жизнь Козаков отдал театру и кино, но так до конца жизни и не избавился от сомнений в правильности выбора - типичная трудность талантливых во всем людей. "Главная борьба, которая происходит у меня всю жизнь, - это борьба с самим собой. Иногда руки опускаются, иногда думаешь: "А чем я вообще занимаюсь, что это за профессия?". И с годами это все больше и больше, поверьте мне", - любил говорить он на встречах со зрителями.

Михаил Козаков был неоднозначной, порой даже противоречивой личностью - тот редкий случай, когда актер оказывается сложнее героев, которых играет - и это его необычайное качество проявлялось во всем. Он не был простым человеком, но несмотря на многочисленные премии и награды (в том числе две премии КГБ, одна из которых досталась ему за роль Дзержинского в "Государственной границе"), жил в однокомнатной квартире в Москве. Он не считал себя ловеласом, но был женат пять раз и имел пятерых детей. Последний развод с женой, которая была младше него на полвека, состоялся в 2010 году - как раз когда Козаков решил уехать умирать к детям в Израиль.

Все это, однако, не имеет значения. Великий актер имеет право быть неоднозначным в глазах друзей, родственников, коллег, а его личная жизнь тем более не должна волновать сторонних людей. Мы же, простые зрители, по-прежнему будем улыбаться "старому солдату, который не знает слов любви". Правда, теперь эта улыбка будет грустной.

Комментарии отключены
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15