Культура
13:44, 14 апреля 2011

Рекламная пауза На экраны вышел фильм "Generation П"

В четверг, 14 апреля, на экраны выходит фильм Виктора Гинзбурга "Generation П", снятый по одноименному роману Виктора Пелевина. Книга в 90-е годы стала культовой (хотя ее главный герой Татарский, помнится, готов был поверить в существование культовых явлений только после предъявления живых участников культа), и уже одно это обстоятельство здорово усложняет задачу экранизации этого произведения. Тем не менее, Гинзбургу удалось с ней справиться - правда, удалось с одной важной оговоркой. Его фильм - не самостоятельное произведение, а именно экранизация книги, своеобразное приложение к ней.

Появления фильма поклонники романа ждали долго - согласие на экранизацию Гинзбург получил от Пелевина в далеком 2004 году, а собственно съемки начались еще двумя годами позже. Из-за сложностей с финансированием и неких неназванных проблем технического характера работа над фильмом затянулась на пять лет. Все это время со съемочной площадки в СМИ периодически просачивались всевозможные слухи и фотографии.

В основном обсуждался актерский состав - не видя артиста "в деле", конечно, трудно судить о том, насколько удачно или не удачно он вписывается в образ, но на фото со съемок подбор типажей казался неплохим. Фильм показал, что результат соответствует ожиданиям - практически все главные герои похожи на пелевинских персонажей, а главный герой Вавилен Татарский в исполнении Владимира Епифанцева - просто стопроцентное попадание в образ.

Очень хорошо передают характеры героев "Поколения П" Михаил Ефремов (как будто главный "кукловод" Леонид Азадовский), Андрей Фомин (приятель Татарского и его проводник в мире рекламы Морковин), Александр Гордон (один из работодателей Татарского Ханин) и Роман Трахтенберг, для которого эпизодическая роль рекламщика Саши Бло стала предпоследней. Не очень удались персонажи Сергея Шнурова (одноклассник Татарского и поставщик мухоморов Гиреев) - назвать действия певца на экране актерской игрой сложно – и, как ни странно, Ивана Охлобыстина (коллега Татарского Малюта в его исполнении мог бы быть куда колоритнее).

Татарский и Морковин в Институте пчеловодства. Кадр из фильма "Поколение П". Кликните, чтобы открыть галерею других кадров из картины
Lenta.ru

Одним из козырей картины, который производители вынесли практически во все пресс-релизы, должен был стать американский стиль съемок - режиссер Виктор Гинзбург уехал в США ребенком и всю жизнь работал в Штатах. При этом на пресс-конференции после закрытого показа Гинзбург рассказывал, что он, напротив, старался максимально отойти от принятой в США манеры работать. "Я много лет работал в Лос-Анджелесе, там сценарии постоянно переписываются, они рождаются в переписывании. И этот процесс может длиться годами. Я устал от этого", - поделился режиссер своими печалями. Александр Гордон подтвердил, что съемки "Поколения П" велись практически в сериальном стиле, то есть сценарий писался (и переписывался) не заранее, а непосредственно в процессе съемок: "Я начинаю открывать рот, а мне говорят: "Что ты делаешь, когда ты этот текст получил?" Я отвечаю, что накануне вечером. А в ответ: "Сейчас уже все по-другому".

Причин не верить режиссеру и актерам нет, но фильм, тем не менее, оставляет ощущение слегка маниакальной тщательности режиссера и практически буквального следования тексту. Впечатление чрезвычайной бережности и аккуратности по отношению к первоисточнику остается не только от диалогов персонажей, но также и от того, как режиссер воссоздает атмосферу книги. Россия в фильме "Generation П" - это та самая пелевинская Россия 90-х годов - не чернушная и мрачная, а фантасмагоричная и абсурдная, причем абсурдность по мере развития сюжета оказывается многоуровневой.

С некоторыми моментами режиссер даже слегка перестарался - в частности, он детально и со смаком воспроизводит многочисленные слоганы и рекламные концепции, в изобилии встречающиеся в книге. У людей, не читавших оригинала, все эти "неколы", "давидсоны на харлеях" и березовый "Спрайт" могут вызвать отчетливо негативную реакцию - вырванные из контекста, они складываются в нелепо выпяченный лубок и анекдот. Официальный трейлер к фильму практически целиком состоит из таких нарочито смешных эпизодов и наиболее "хлестких" цитат - в итоге он получился откровенно неудачным.

"Давидсон" на "Харлее". Кадр из фильма "Поколение П". Кликните, чтобы открыть галерею других кадров из картины
Lenta.ru

При этом некоторые существенные для понимания текста вещи показаны и проговорены очень вскользь - в частности, знаменитая лекция духа Че Гевары, которую Татарский записывает посредством спиритической планшетки, купленной в магазине "Путь к себе", и концепция полностью цифрового голографического правительства и других людей, якобы определяющих судьбу страны. Под революционные и весьма остроумные соображения Че Гевары в книге отведена целая глава, и воспроизвести этот массив текста на экране, очевидно, невозможно. Поэтому режиссер обошелся лишь упоминанием пары соображений, снабдив их "крутой" компьютерной графикой. Людям, не знакомым с оригиналом, такая подача идей Че их не прояснит, но, опять-таки, для любителей Пелевина ее достаточно.

В общем и целом, фильм Виктора Гинзбурга - это очень добротная и талантливая иллюстрация к роману. В таком ключе довольно сложно рассуждать о ценности картины как произведения киноискусства - хотя воссоздание деталей, подбор актеров и их игра заслуживают всяческих похвал. Фанатам Пелевина фильм, скорее всего, придется по душе, а вот "стороннему" зрителю он, вероятно, покажется странным нагромождением анекдотов, занятных идей, непонятно откуда взявшихся элементов культа богини Иштар и наркотических видений Татарского. Впрочем, эта смесь довольно зрелищна и динамична, так что скучно на просмотре точно не будет.

< Назад в рубрику