Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Заграница помогла ЕСПЧ признал незаконным роспуск Республиканской партии России

12 апреля на сайте Европейского суда по правам человека было опубликовано решение о признании незаконной ликвидации Республиканской партии России (РПР). Как установил суд, роспуск партии нарушал 11-ю статью Европейской конвенции о правах человека, в которой говорится о свободе собраний и объединений. Нарушающим ту же статью был признан и отказ изменить информацию о партии в государственном реестре. ЕСПЧ присудил истцу компенсацию судебных издержек в размере 6950 евро. В силу решение пока не вступило. Для его обжалования есть три месяца.

Внешне канва событий выглядит незамысловато. В марте 2007 года Верховный суд России постановил ликвидировать Республиканскую партию по иску Федеральной регистрационной службы (ФРС). Служба эта насчитала у партии 39,5 тысячи членов и 33 отделения численностью более 500 человек, в то время как по действовавшей тогда редакции закона "О политических партиях" членов должно было быть минимум 50 тысяч, а отделений по 500 человек - хотя бы 45. РПР данные ФРС о своей численности оспаривала, настаивая на том, что проверки были "произвольными". Сопредседатель партии Владимир Рыжков объяснил ликвидацию РПР ее неугодностью Кремлю.

До того как подать в Страсбург иск по поводу своей ликвидации, РПР успела направить туда еще два иска. Один касался ликвидации по запросу ФРС новосибирского отделения партии, которое, по словам Рыжкова, было действующим и насчитывало 800 человек. Вслед за этим в ЕСПЧ отправилась жалоба на отказ внести изменения в информацию о партии, размещенную в государственном реестре (изменения потребовались после решений, принятых на внеочередном съезде партии).

В постановлении суда отдельно о Новосибирском отделении не говорится, и что стало с этим иском, не ясно (это отделение упоминается в материалах дела, так что, по всей видимости, иски были объединены). Однако нежелание властей вносить требуемые партией изменения в госреестр, а также роспуск РПР недвусмысленно признаны незаконными (неофициальный перевод решения суда опубликован на сайте Рыжкова). Суд посчитал, что было нарушено право граждан на создание объединений для участия в политической жизни. В решении (формат .pdf) подчеркивается, что партия, лишенная регистрации, согласно российским законам не может участвовать в выборах. Было отмечено и то, что минимальное число членов, необходимых для регистрации партии в России, является самым большим в Европе.

На момент принятия закона "О политических партиях" в июле 2001 года в стране их было 59. Новый закон предъявлял более жесткие требования к этим политическим структурам, и к настоящему времени партий осталось всего семь (из них в Госдуме представлены четыре). Кроме Республиканской партии были ликвидированы, в частности, Российская партия мира, Евразийский союз, Партия возрождения России. Некоторые объединения приняли решение о самоликвидации (из наиболее известных — СПС, который вместе с Демократической партией и "Гражданской силой" учредил "Правое дело").

Наиболее весомый аргумент ЕСПЧ состоял в том, что даже небольшим группам населения должно быть предоставлено право создавать партии и участвовать в выборах. Вдобавок частые изменения в законодательстве о выборах, по мнению суда, могут быть, справедливо или нет, восприняты как попытка манипулировать законом в интересах партии власти. ЕСПЧ, как сказано в решении, был поражен тем, что в процессе тяжб с партией по поводу изменения данных о ней в государственном реестре российский суд однажды даже сослался на закон о некоммерческих организациях, вступивший в силу уже после возникновения конфликтной ситуации.

В комментарии "Коммерсанту" Рыжков подчеркнул, что это первая победа оппозиционной партии над российскими властями в ЕСПЧ. В интервью радиостанции Финам FM он заявил, что не планирует восстанавливать структуру РПР в полном объеме, а сосредоточится на регистрации "Партии народной свободы", сопредседателем которой является. Рыжков рассчитывает, что нынешнее решение ЕСПЧ поможет ее регистрации. При этом он отметил, что РПР после запрета три года работала и "никуда не девалась".

Рыжков сообщил, что подумает над возможностью подать в Верховный и Конституционный суды иски с требованием пересмотра действующего законодательства о партиях и выборах. "Своим решением Европейский суд по правам человека сказал: ребята в Кремле, то, что вы наворотили с партийным законодательством, то, что вы наворотили с избирательным законодательством, ни в какие ворота не лезет и уж точно не соответствует Европейской конвенции по правам человека", - сказал Рыжков.

Республиканская партия была ликвидирована в период действия самых жестких требований к партиям в истории современной России. Уже в апреле 2009 года были приняты поправки, снижавшие с 1 января 2010 года необходимую численность партии с 50 тысяч членов до 45 тысяч, а минимальную численность партийцев в региональных отделениях, образованных более чем в половине субъектов федерации, с 500 человек до 450. С 1 января 2012 года минимальная численность партий, необходимая для их регистрации, будет снижена до 40 тысяч, а численность членов упомянутых региональных отделений — до 400 человек.

Тут-то и начинается самое интересное. Ведь ЕСПЧ установил не то, что у РПР все-таки была требуемая законом численность и поэтому ее нельзя было ликвидировать. Суд решил, что не соответствующим Европейской конвенции о правах человека является сам российский закон о политических партиях. Россия эту конвенцию ратифицировала. Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, заключенные Москвой международные договоры имеют приоритет по сравнению с российскими законами.

Иными словами, нынешнее решение ЕСПЧ, если не найдутся какие-то юридические закавыки, потребует пересмотра российского закона "О политических партиях". "В случае невыполнения решения евросуда предусмотрены серьезные международные санкции вплоть до приостановления членства страны в европейских организациях и ареста имущества страны за рубежом", - отметил в интервью "Коммерсанту" глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев.

Казалось бы, ну и что? Не все ли равно, 50 тысяч членов надо для регистрации партии или пять, непременно 45 крупных отделений должно быть или меньше? Дело в том, что законодательство о политических партиях - это не шутка. В российских реалиях крайне трудно участвовать в политике, не имея своей партии (это особенно очевидно на федеральном уровне). Поэтому условия, при которых ее можно создать, в значительной мере определяют всю политическую жизнь.

Выдвинуть кандидата в президенты не от партии практически невозможно. Для этого придется собрать два миллиона подписей, причем в одном субъекте федерации нельзя собирать больше 50 тысяч (партии, не представленной в Госдуме и представленной менее чем в трети региональных парламентов, тоже надо собирать подписи). Предложенная президентом кандидатура главы правительства утверждается нижней палатой парламента, попасть в которую могут только кандидаты от зарегистрированной партии и больше никто. В марте президент Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому даже на выборах в местные представительные органы власти, где заседают более 20 депутатов, как минимум половина из них будет избираться по партийным спискам.

В Страсбурге лежат и другие иски российской оппозиции. Например, ждет своего часа жалоба Михаила Касьянова на отказ регистрировать его партию "Народ за демократию и справедливость". В ЕСПЧ находится иск с требованием признать недействительными итоги выборов в Государственную Думу 2003 года.

Российский закон о партиях не мог рано или поздно не войти в противоречие с европейскими нормами. Хотя минимально необходимую численность партий к 2012 году снизят с 50 до 40 тысяч, вряд ли такое изменение успокоит Страсбург. Так что российская оппозиция, очевидно, продолжит апеллировать к ЕСПЧ в противостоянии с российскими властями.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше