Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

14 лет одиночества Главные узники страны получили новый срок

30 декабря Хамовнический суд Москвы поставил точку во втором деле "ЮКОСа". Судья Виктор Данилкин признал Михаила Ходорковского и Платона Лебедева виновными в хищении и приговорил к 13,5 года тюрьмы. На свободу, если, конечно, к тому времени не появится еще одна порция обвинений, главные заключенные страны выйдут в 2017 году.

Данилкин начал оглашать приговор 27 декабря. Вообще, оглашение должно было начаться еще 15 декабря, но что-то не срослось (по слухам, судья не успел дописать приговор), и процедуру перенесли. Отмена не помешала сторонникам Ходорковского и Лебедева собраться у Хамовнического суда и выразить свою гражданскую позицию - там же они были и 27 числа.

Какие-либо надежды на конец преследования бывшего главы "ЮКОСа" Данилкин убил сходу, когда заявил о виновности подсудимых. Затем он начал методично зачитывать мотивировочную часть своего решения, которая, как утверждают адвокаты Ходорковского, мало чем отличалась от материалов обвинения. Оглашение заняло совсем немного времени - очевидно, Данилкин, как и любой нормальный человек, хотел в канун Нового года отдохнуть и подготовиться к главному русскому празднику. В 2005 году первый приговор 15 дней читали трое судей, но дело было весной.

В ходе нынешнего оглашения был пролит свет на многие любопытные детали. Например, громкие показания важных свидетелей, в один голос утверждавших о законности схем продажи нефти в "ЮКОСе", были либо не приняты в расчет, либо, что гораздо интереснее, засчитаны как доказательство вины. Такими оказались показания Виктора Христенко, заявившего суду, что не имел никаких сведений о хищениях нефти в масштабах, о которых говорит обвинение. Слова Германа Грефа о том, что в продаже нефти дочерним компаниям по ценам ниже рыночных нет ничего незаконного, были истолкованы аналогичным образом. А показания Михаила Касьянова, который, если не вдаваться в детали, говорил о том же, что и Христенко с Грефом, были признаны несостоятельными, так как их слова вышеупомянутых лиц якобы опровергают.

Также в число преступных деяний попала публикация финансовых документов "ЮКОСа" на английском языке с целью сокрытия двойной бухгалтерии. Платон Лебедев, услышав такое, не сумел сдержать эмоций и в голос засмеялся. Еще одним показательным моментом стали непонятно откуда взявшиеся листки в приговоре, к нему отношения не имеющие. Ну и, в конце концов, суд нашел в свидетельствах самого Ходорковского косвенное признание в преступлении - в словах о том, что он руководил "ЮКОСом".

Обвиняемые вообще, кажется, не теряли присутствия духа ни на минуту и многие вещи встречали улыбками. Накануне заседания у Ходорковского состоялась беседа с конвоиром. Тот сказал, что готов сидеть в Хамсуде хоть до ночи, лишь бы срок назвали 30 декабря, и спросил, что об этом думает Михаил Борисович. Ходорковский засмеялся и произнес: "Мне в моей ситуации все равно".

В том, что Ходорковскому и Лебедеву дадут максимальный срок, о котором просило обвинение, не сомневался никто. У сторонников опального бизнесмена теплилась лишь надежда, что под Новый год случаются чудеса. Но в Хамовническом суде работают отнюдь не деды морозы.

Второе дело Ходорковского и Лебедева было инициировано в 2005 году в то время, когда еще не завершился суд по первоначальным обвинениям в мошенничестве. Согласно вердикту суда, руководители "ЮКОСа" и "МЕНАТЕПа" похитили у дочерних предприятий "ЮКОСа" 218 миллионов тонн нефти, выручили 487 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов и легализовали эти средства.

Согласно решению Данилкина (он потратил на его вынесение почти два месяца), Михаил Ходорковский и Платон Лебедев признаны виновными по части третьей статьи 160 ("присвоение или растрата") и по части третьей статьи 174.1 ("Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления"). По первой статье оба приговорены к восьми годам тюрьмы, по второй - к девяти. Стоит отметить, что статья 160 была трактована по ее редакции от 1996 года, а не по современной и чуть более либеральной форме.

По совокупности Данилкин счел необходимым назначить обвиняемым по 13,5 лет тюрьмы. Еще полгода появились в сроке от первого дела, рассмотренного в 2005 году. По нему Ходорковский и Лебедев получили восемь лет тюрьмы и должны были бы выйти на свободу в 2011-м. Срок формально отсчитывается от начала февраля 2007 года - именно тогда бизнесменам предъявили обвинения по делу о хищении нефти и легализации незаконных доходов, однако суд все же учел, что Лебедев и Ходорковский фактически сидят с 2003 года, и соответствующим образом сократил наказание. Получается, что отбывать срок они закончат в 2017 году.

Как отмечают находившиеся на заседании журналисты, обвиняемые встретили приговор улыбками. Ничего нового они для себя не узнали, признаться в доказанных судом, но с сомнением встреченных обществом преступлениях отказались, а также отметили, что не собираются просить у президента помилования. Это объяснимо - процедура помилования требует от заключенного раскаяния в содеянном, тогда как Ходорковский и Лебедев не понимают, как они могут раскаяться в том, чего не было.

Суд над Ходорковским и Лебедевым никогда не был обычным процессом. Ближе к концу второго дела "ЮКОСа" стало очевидно, что к правосудию он имеет довольно посредственное отношение, особенно после вызова в качестве свидетелей тех же Христенко, Грефа и Касьянова - людей, занимавших ключевые посты в российском правительстве в те времена, когда и совершались обнаруженные следствием преступления.

Дав обязательство говорить правду, они ее и сказали, только Хамсуд оказался туг на ухо. Зато, вероятно, до него дошли слова Глеба Жеглова, процитированные Владимиром Путиным незадолго до приговора. Если кто забыл, то фразу "Вор должен сидеть в тюрьме" герой Высоцкого произнес после того, как подложил карманнику Кирпичу чужой кошелек.

Ходорковский выйдет на свободу, если конечно выйдет, в интересное время. Освободится он в 2017 году, ровно за год до президентских выборов и чемпионата мира по футболу в России. Единственный шанс выйти на свободу раньше - это условно-досрочное освобождение, в котором ему уже как-то раз было отказано из-за туманных нарушений режима на зоне. Согласно решению суда, Ходорковский и Лебедев будут отбывать наказание в колонии общего режима. Адвокаты уже пообещали оспорить вердикт, но результат апелляции почему-то ясен заранее. Такой вот подарок на Новый год, сбылась мечта безымянного конвоира.

31 декабря на Триумфальной площади в Москве состоится традиционная акция оппозиции, причем на этот раз согласованная с властями города. Какое имя на площади будет звучать чаще других, очевидно.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше