Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Универсальный и десантный Французский "Мистраль" победил в российском тендере

Российские и французские власти официально объявили итоги тендера министерства обороны России. В нем победил французский универсальный десантный корабль "Мистраль", представленный на конкурс консорциумом DCNS и Объединенной судостроительной корпорацией. Контракт с Францией пока не подписан - этим вопросом "Рособоронэкспорт" займется в начале 2011 года, но уже сейчас ясно, что сделка по покупке кораблей будет стоить дороже, чем ожидалось ранее.

Победили

Официально итоги тендера были объявлены 24 декабря 2010 года. На сайте президента России о выборе корабля говорится довольно скупо: "президент Российской Федерации Дмитрий Медведев информировал президента Французской Республики Николя Саркози", что "Мистраль" стал победителем тендера и что на первом этапе контракта будут построены два УДК этого класса "с последующим производством двух дополнительных единиц".

Из сообщения на сайте Елисейского дворца следует, что твердый контракт будет заключен на строительство двух "Мистралей", в то время как остальные два корабля буду включены в опцион. Кроме того, французские верфи DCNS и STX благодаря российскому заказу смогут обеспечить работой тысячу человек на протяжении четырех лет. На строительство кораблей понадобится около пяти миллионов человеко-часов.

Пока что контракт подписан только между министерством обороны России и "Рособоронэкспортом". Как ожидается, последний начнет переговоры с DCNS в январе 2011 года, после чего будет подписано соглашение о строительстве кораблей. Как пишет газета "Ведомости" со ссылкой на менеджера ОСК, стоимость строительства первого корабля составит 700 миллионов евро, а второго - 600 миллионов евро. Указанные суммы включают в себя также подготовку экипажей, обучение береговых служб, сервис и поставку запчастей.

Таким образом, строительство четырех кораблей, при условии, что опцион на третий и четвертый "Мистраль" будет реализован, превысит озвученную прежде оценку в 1,5 миллиарда евро. В середине декабря 2010 года французская газета Le Figaro со ссылкой на источники, близкие к переговорам, написала, что конечная стоимость российско-французской сделки превысит два миллиарда евро. В настоящее время на вооружении ВМС Франции стоят два корабля класса "Мистраль" - "Мистраль" и "Тоннер". Их строительство обошлось Франции в миллиард евро.

Столь существенная разница в стоимости кораблей для Франции и России объясняется сразу несколькими причинами. Во-первых, при строительстве УДК для ВМС Франции обучение экипажей не проводилось. Во-вторых, как ожидается, для России проект "Мистраля" будет изменен с учетом требований военных. В частности, будет увеличена толщина взлетной палубы, противоледная безопасность корпуса, а также высота ангаров, чтобы в них могли поместиться более крупные российские вертолеты - Ка-27 и Ка-52.

В кораблях для России, как пишут "Ведомости", двух-трехместные каюты для экипажа будут заменены менее комфортными кубриками. Также известно, что Россия получит полноценную версию корабля со всеми бортовыми системами, включая и боевую информационно-управляющую систему Zenith9. Последняя, впрочем, будет продана без лицензии и без секретных кодов.

По оценке ОСК, доля России в строительстве первого УДК класса "Мистраль" составит 20 процентов. Эта доля будет постепенно увеличиваться. Осенью текущего года некоторые российские военные говорили, что локализация производства в России при строительстве первого корабля должна составить 30 процентов, второго - 60 процентов, а последующих - сто процентов. Российская верфь, которая будет заниматься строительством французских кораблей, пока не определена. По предварительным данным, это будут "Адмиралтейские верфи".

Подробности о ходе российского тендера по-прежнему не озвучиваются. Известно только, что в конкурсе приняли также участие немецкая компания TKMS, корейская Daewoo, испанская Navantia и Невское проектно-конструкторское бюро. Немцы представили на тендер УДК класса MDH200, испанцы - "Хуан Карлос I", а корейцы - "Токто". Какой проект предложило Невское ПКБ, неизвестно. Не исключено, что это предприятие заявило измененный советский проект 11780 собственной разработки.

Так и не ясно

О том, что французский вертолетоносец стал победителем российского тендера, впервые в середине декабря объявил начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров. Впрочем, и его заявление не стало сюрпризом. Министерство обороны России присматривалось к "Мистралю" с 2009 года, а в начале 2010-го начались официальные переговоры по покупке корабля. При этом сообщалось, что решение о приобретении "Мистраля" "принято на высшем уровне". Закрытый тендер на покупку кораблей был объявлен, потому что таково требование российского законодательства.

"Мистраль" обладает водоизмещением 21,3 тысячи тонны при длине 192 метра, ширине 32 метра и осадке 6,2 метра. Корабль способен развивать скорость до 19 узлов, а дальность его хода составляет 11 тысяч миль. "Мистраль" способен перевозить до 60 бронетранспортеров, или 450 десантников плюс 13 танков, или 70 бронеавтомобилей. В авианосную группу корабля могут входить до 16 ударных вертолетов Eurocopter Tiger или до 12 NHI NH90. Корабль вооружен двумя ЗРК Simbad, двумя 30-миллиметровыми пушками и четырьмя пулеметами калибра 12,7 миллиметра.

По оценке директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко, покупка "Мистралей" у Франции может открыть России доступ к ряду других французских технологий. Например, Россия заинтересована в технологиях производства воздухонезависимых энергетических установок для дизельных подводных лодок, гидроакустического оборудования, торпедного оружия и некоторых других.

Положительной стороной тендера также станет и то, что российская ОСК получит в свое распоряжение современные иностранные технологии строительства универсальных десантных кораблей. А вот каким образом будут использоваться новые корабли в составе российского ВМФ, так пока и не ясно. По словам Макарова, первый УДК будет включен в состав Тихоокеанского флота и займется перевозкой войск на Курильские острова, если такая необходимость возникнет. Прежде о таком же применении говорил и первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин.

В феврале 2010 года министерство обороны объявило, что "Мистраль" будет применяться в качестве корабля управления. При этом десантная функция вертолетоносца рассматривалась как второстепенная, присущая универсальным кораблям. В числе других задач были названы - борьба с подводными лодками, спасение людей при чрезвычайных ситуациях, а также транспортировка людей и грузов. И это все при том, что в России пока не существует инфраструктуры, способной обслуживать новые десантные корабли.

Такая неясность с применением УДК продолжает порождать споры в СМИ относительно самой покупки кораблей у Франции. Одни по-прежнему утверждают, что покупка "Мистралей" - это способ выразить "благодарность" Франции за поддержку России во время военного конфликта в Южной Осетии, другие - что российские предприятия таким образом пытаются получить доступ к другим военным французским технологиям, впрочем не уточняя, о каких именно технологиях идет речь.

В любом случае, как именно будет использоваться УДК в составе ВМФ России, станет понятно после того, как первый корабль будет принят на вооружение. Случится это, по оценке DCNS, спустя 36 месяцев после получения Францией первого авансового платежа, намеченного на начало 2011 года.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15