Вводная картника

Антанта 2.0

Военный договор между Парижем и Лондоном продиктован желанием сэкономить

Мир

2 ноября в Лондоне Франция и Великобритания подписали беспрецедентное соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере. Два документа посвящены организации взаимодействия между вооруженными силами двух стран, объединению усилий по разработке перспективных систем вооружений и созданию общего центра для исследований и испытаний ядерного оружия.

Западная пресса уже окрестила франко-британское соглашение "новой Антантой". С одной стороны, аналогия, действительно, напрашивается. С другой, тут имеется и ряд принципиальных отличий. Во-первых, в 1904 году, когда было подписано "сердечное соглашение", никто и подумать не мог о создании объединенных вооруженных сил или о совместном ведении разработок в области новейших вооружений. Во-вторых, если тот союз был продиктован угрозой со стороны усиливающегося общего соперника - Германии, то в этот раз за договором о военном сотрудничестве стоят исключительно финансовые соображения.

Экономия на суше на море

В основе подписанных документов лежит желание Великобритании и Франции сохранить статус глобальных игроков в ситуации, когда ресурсов для поддержания этого статуса у обеих стран остается все меньше. Великобритания, например, всего две недели назад объявила о значительном сокращении своих военных расходов.

Наряду с грядущим увольнением 42 тысяч человек, занятых в структурах министерства обороны, была урезана программа обновления баллистических ракет Trident. Программу по созданию двух новых авианосцев, правда, удалось сохранить. В то же время, из двух действующих авианосцев один - "Арк Ройял" - будет списан, а второй - "Илластриз" - останется без авиационной группы: правительство было вынуждено отказаться от самолетов вертикального взлета и посадки Harrier, а оборудованием для приема палубных самолетов корабль не обладает.

Компьютерная модель авианосца перспективного класса "Куин Элизабет". Иллюстрация с официального сайта Королевских ВМС Великобритании

Компьютерная модель авианосца перспективного класса "Куин Элизабет". Иллюстрация с официального сайта Королевских ВМС Великобритании

Lenta.ru

При этом с новыми авианосцами тоже не все понятно. Первый из них, "Куин Элизабет", вступит в строй в 2017 году, но будет рассчитан на самолеты укороченного взлета и посадки - на этот раз F-35В. Однако и от них британскому оборонному ведомству пришлось отказаться в пользу более дешевой палубной модификации F-35C. В 2018 году британские ВМС получат авианосец "Принс оф Уэллс", однако F-35C для него прибудут только в 2020 году.

В этой связи соглашение с Францией о совместном использовании авианосцев выглядит не только логичным шагом, но и единственно возможным: пока собственных авианосцев у королевских ВМС не будет, британские самолеты смогут взлетать с французского корабля "Шарль де Голль". Французские ВМС, в свою очередь, смогут использовать палубу "Принс оф Уэллс", который два года будет ходить без авиационной группы.

Для Франции выгода также очевидна: "Шарль де Голль" - единственный авианосец французских ВМС, и его последний ремонт длился почти два года. Объединение авианосцев позволит согласовать время боевых дежурств и эксплуатационных или ремонтных работ. Таким образом, практически исключается ситуация, когда Франция и Великобритания оказываются вовсе без авианосцев.

Сообщения о том, что Лондон и Париж готовятся объединить авианосцы, появились еще в начале сентября. Однако нынешние соглашения, подписанные премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и президентом Франции Николя Саркози, выходят далеко за эти рамки.

В Лондоне лидеры двух стран договорились также о совместном обучении личного состава, в первую очередь - пилотов военных транспортников A400M, которые будут состоять на вооружении обеих стран. Великобритания также предоставит Франции возможность использовать свои A400M для воздушной дозаправки.

Кроме того, предполагается тесное сотрудничество в области военных исследований, особенно выделяются такие сферы, как подводный флот и связь, в том числе и спутниковая. Планируется также организация совместных разработок в области беспилотных летательных аппаратов, высокоточного оружия и других систем вооружения.

Объединение вооруженных сил

Наибольшее количество споров вызвал пункт о совместном использовании вооруженных сил. Накануне подписания соглашения он преподносился СМИ как без пяти минут полное слияние армий Великобритании и Франции. На деле речь идет о создании объединенного экспедиционного корпуса, который не будет к тому же постоянно действующим соединением, но должен будет легко развертываться в случае необходимости.

Атомная субмарина ВМС Франции. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>(c)AFP</a>

Атомная субмарина ВМС Франции. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Численность корпуса, по разным оценкам, может составить от 10 до 13 тысяч человек. Его организационная структура тоже до конца не ясна. Скорее всего, однако, речь будет идти о двух бригадах - британской и французской, численностью по 5-6,5 тысячи человек каждая. Командующего предполагается выбирать перед каждой операцией, им может быть и британец, и француз. Подчиняться он будет специальному объединенному штабу, в который войдут представители правительств обеих стран.

Отдельное соглашение было посвящено созданию совместного ядерного центра для проведения исследований и испытаний в области ядерных вооружений. Ответственность обе страны поделили следующим образом: разработка перспективных технологий будет осуществляться на британском объекте в Алдермастоне, графство Беркшир. Испытания - точнее, их симуляция - будут проходить на территории французского центра ядерных исследований "Вальдук", где к 2014 году будет построен специальный комплекс. При этом, как уточнили в делегациях обеих стран, делиться атомными секретами в планы правительств Великобритании и Франции не входит.

Предположить, как все это будет работать, довольно трудно. С одной стороны, необходимость экономии понимают и в Лондоне, и в Париже. И Кэмерон, и Саркози полны надежд, что новые договоренности позволят сократить военные расходы, а обороноспособность их государств от этого не только не пострадает, но даже вырастет. Оба уверены также, что новое сближение - долгосрочный проект, который успешно просуществует не одно десятилетие.

С другой стороны, если с объединениями авианосцев все более или менее понятно, то остальные элементы нового франко-британского сближения не могут не вызывать вопросов. Наиболее распространенный довод критиков ("нашими солдатами будет командовать иностранец") глава британского оборонного ведомства Лиам Фокс вполне успешно парировал, напомнив и без того известный факт: "По существующей системе в рамках НАТО, наши войска вполне могут оказаться под командованием Польши или Турции. Ничего нового в этом нет."

А вот как будут реализовываться совместные операции на практике, пока не знает никто. Ведь для этого необходимо, во-первых, чтобы отношения между двумя странами как минимум не ухудшились, а во-вторых, чтобы обе страны выражали готовность участвовать в том или ином конфликте. Даже если отвлечься от того, что союзническим отношениям Франции и Великобритании всего 100 лет, а до этого страны враждовали веками - не факт, например, что сближение с Лондоном поддержат политическое оппоненты Саркози, которые могут прийти к власти уже в 2012 году.

Кроме того, при принятии решения о проведении совместных операций правом вето будет обладать каждая из двух стран. Так что вполне может возникнуть ситуация, когда договориться о совместном использовании экспедиционного корпуса просто не удастся. Не очень понятно также, насколько плодотворным окажется сотрудничество в ядерной сфере, если делиться секретной информацией страны не предполагают.

И все же два обстоятельства отчетливо свидетельствуют, что начинание этот вовсе не безнадежное. Во-первых, объединение усилий всегда более эффективно, чем отсутствие внятной общей организации и, как следствие, их дублирование. Во-вторых, "новая Антанта" продиктована исключительно приземленной целью: сэкономить. А прагматизм, как известно, залог успеха.

Константин Бенюмов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности