Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

И нечего обсуждать Сенат США заблокировал проект легализации геев в армии

Сенат США заблокировал предложенный Демократической партией законопроект, отменяющий запрет на открытую службу в вооруженных силах представителей сексуальных меньшинств. Отмена запрета была одним из предвыборных обещаний Барака Обамы, а прошедшее голосование в Сенате - последней возможностью для демократов провести новый законопроект перед выборами, по итогам которых контроль над Конгрессом может перейти к республиканцам.

Голосование по предложенному демократами военному законопроекту состоялось в Сенате 21 сентября. Документ включал широкий спектр основополагающих для американских вооруженных сил положений, в частности - пункт о выделении на оборонные нужды 726 миллиардов долларов, часть из которых должна была пойти на увеличение зарплат военнослужащих.

Однако судьбу законопроекта предопределило наличие в нем положения об отмене запрета на открытую службу в армии геев и лесбиянок. Эта политика известна под названием “don't ask don't tell” (букв. "не спрашивай, не рассказывай") и сводится к тому, что представители сексуальных меньшинств могут служить в армии, но обязаны скрывать свою сексуальную ориентацию. Любой намек на “нетрадиционность” может стать поводом к увольнению. В свою очередь, начальство и сослуживцы не имеют права выяснять сексуальные предпочтения военнослужащих.

Политика “don't ask don't tell” действует в армии США с 1993 года, и ее введение при президенте Билле Клинтоне было значительной либерализацией по сравнению с предшествующим периодом, когда военным руководителям вменялось в обязанность целенаправленно выявлять и выгонять из армии представителей секс-меньшинств. Тем не менее, многие представители меньшинств и правозащитники, отстаивающие их интересы, считают, что сложившееся положение дел ведет к ущемлению прав геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов (для удобства эти четыре группы часто объединяют аббревиатурой LGBT). Более того, многие в стране считают запрет на открытую службу в вооруженных силах представителей LGBT-сообщества несправедливым и даже неконституционным. Отмена запрета стала одним из лозунгов предвыборной кампании президента Барака Обамы.

Выполнение этого обещания оказалось делом непростым, инициативы Обамы наталкивались на сопротивление со стороны значительной части общества (в частности, против легализации службы геев в армии выступает значительная часть военного руководства США и традиционно консервативная Республиканская партия). Несмотря на то, что о начале процесса легализации сексуальных меньшинств было объявлено еще в марте 2010 года, довести дело до голосования в Конгрессе удалось только к сентябрю.

Действовать демократам пришлось в спешке: на ноябрь назначены выборы в Конгресс, по итогам которых сторонники Обамы могут лишиться большинства в Сенате и Палате представителей, после чего о проведении любых законов, вызывающих в обществе широкую дискуссию, можно будет забыть. С этим, видимо, и было связано включение вопроса о легализации секс-меньшинств в армии в текст законопроекта о финансировании оборонных нужд, ежегодные редакции которого пользовались стабильной поддержкой обеих партий на протяжении последних 48 лет.

Однако исход голосования 21 сентября показал, что, даже обладая в Конгрессе большинством, Демократическая партия не смогла инициировать обсуждение противоречивого законопроекта.

В Сенате демократам принадлежат 59 мест из 100. Чтобы преодолеть попытку заблокировать законопроект, нужно 60 голосов. Таким образом, для того чтобы законопроект был принят на рассмотрение, сторонникам Обамы необходимо было склонить на свою сторону хотя бы одного сенатора-республиканца. В итоге в поддержку обсуждения проголосовали 56 человек - то есть против высказались не только все без исключения республиканцы, но еще и трое сенаторов от Демократической партии.

Теоретически, надежда у демократов была. В числе сенаторов-республиканцев есть представители умеренного крыла, в целом поддерживающие отмену запрета на открытую службу геев в вооруженных силах. Кроме того, в ряде штатов, избравших в Сенат депутатов-республиканцев, легализация секс-меньшинств в последнее время пользуется поддержкой общества. А политики, больше прислушивающиеся к общественному мнению, чем к партийной линии, находятся всегда.

Однако 21 сентября именно это обстоятельство и подвело сторонников Обамы. Двое сенаторов-демократов от штата Арканзас отказались поддержать закон как раз-таки под давлением общественного мнения: ведь 12 ноября обоим идти на выборы.

Что касается голосов части республиканцев, то и ими сторонникам легализации заручиться не удалось. Негласный лидер сенатской оппозиции Джон Маккейн указал на то, что демократы пытаются всеми силами протащить нужный им законопроект накануне выборов, которые, скорее всего, проиграют, и нагружают закон о финансировании поправками, не имеющими никакого касательства к делу. Республиканцы заявляли, что проект отмены политики “don't ask don't tell” должен обсуждаться отдельно и только после того, как Пентагон представит свою оценку, как подобная реформа отразится на состоянии войск. Такой отчет оборонное ведомство планирует опубликовать в начале декабря - то есть обсуждать что-то на его основе будет уже Конгресс следующего созыва.

О том, каким будет заключение Пентагона, можно только гадать. Известно, что легализацию сексуальных меньшинств в вооруженных силах поддерживают глава оборонного ведомства Роберт Гейтс и председатель Комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен. Доводы в поддержку отмены “don't ask don't tell” сводятся, как правило, к тому, что запреты ставят под угрозу боеспособность армии, поскольку в случае войны делают невозможным призыв довольно значительного количества открытых геев и лесбиянок. Кроме того, увольнению по статье “разоблаченные” часто подвергаются высококвалифицированные военные.

С весны 2010 года военное руководство инициировало ряд мер, направленных на улучшение положения представителей LGBT-сообщества в рядах вооруженных сил. В частности, была усложнена процедура увольнения военнослужащих на основании их сексуальной ориентации, а также уменьшились возможности для произвола при “разоблачении” представителей меньшинств.

В то же время, существуют и серьезные доводы в пользу сохранения запрета на открытую службу представителей секс-меньшинств в армии. Среди военных распространено убеждение, что присутствие в войсках открытых гомосексуалистов и лесбиянок может “представлять угрозу для высоких стандартов морали, порядка и дисциплины, а также сплоченности подразделений”. Кроме того, многие высокопоставленные военные заявляют, что не вправе требовать от солдат жить в общих казармах и сражаться рука об руку с представителями сексуальных меньшинств.

Так или иначе, голосование в Сенате продемонстрировало, что, несмотря на подвижки в общественном мнении, так просто сломать сложившуюся в вооруженных силах систему Конгресс Бараку Обаме не даст. Возможно даже, что поспешив всеми силами провести столь деликатную реформу через Конгресс, администрация Обамы лишилась последней возможности ее реализовать.

С другой стороны, демократы хотя бы показали, что готовы бороться за выполнение своих обещаний - именно бездействие администрации вызывало недовольство Обамой со стороны противников политики “don't ask don't tell”. Существует вероятность, что видимость активных действий побудит соответствующую часть электората активно подержать демократов в ходе предстоящих выборов в Конгресс. Возможно, впрочем, что разочарование от исхода голосования в Сенате окажется сильнее.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше