Из жизни
21:25, 7 сентября 2010

Затмить "Затмение" Яхта арабского шейха будет немного длиннее, чем судно Абрамовича

Яхта Романа Абрамовича "Эклипс" ("Eclipse", "Затмение") с момента спуска на воду считается самой большой частной яхтой в мире - ее длина составляет 162 метра 46 сантиметров. Судно всего на полметра длиннее яхты "Дубай", принадлежащей дубайскому шейху Мохаммеду бин Рашид аль-Мактуму, премьер-министру ОАЭ. До того, как завершилось строительство "Эклипс" для российского миллиардера, "Дубай" была самой длинной и одновременно одной из самых дорогих яхт планеты.

Как выяснилось, Роман Абрамович не учел восточного тщеславия шейха. В следующем году яхте "Дубай" предстоит плановый ремонт, в ходе которого она немного "подрастет": на носу судна появится внушительный радар, который обеспечит шейху 15-сантиметровое преимущество перед заочным соперником. Более того, с кормы к "Дубаю" прикрепят площадку-"пляж" шириной около двух метров, что позволит Мохаммеду бин Рашид аль-Мактуму серьезно оторваться от потенциальных конкурентов. Как утверждают эксперты, опрошенные The Times, конструкция яхты Романа Абрамовича не предусматривает обзаведения "пляжем", так что "Эклипс", по всей видимости, лишится звания рекордной. Получить яхту Абрамович должен, по слухам, до конца 2010 года, так что он еще успеет прокатиться на ней, пока "Эклипс" еще считается "самой-самой".

Наверное, если бы не мировой экономический кризис, аль-Мактум заказал бы себе новую яхту вместо того, чтобы искусственно наращивать длину старой. И не может быть ни малейших сомнений в том, кому перепал бы столь выгодный заказ: как и "Эклипс", и "Дубай", новая яхта сошла бы со стапелей гамбургской судоверфи Blohm + Voss. Но не судьба, и шейху пока придется отдыхать на яхте, которая была спущена на воду в 2006 году. Более того, судно "Дубай" было создано даже не по заказу самого аль-Мактума. Первоначально яхта предназначалась брату султана Брунея, а шейх приобрел ее лишь после того, как тот отказался от игрушки.

Для тех, кто привык считать, что яхта - это что-то связанное с парусным спортом, следует пояснить: те суда, в длине и стоимости которых соревнуются самые богатые люди планеты, больше похожи на круизные лайнеры, нежели на легкие парусники. В видеозаписи спуска "Эклипс" на воду хорошо видно, какими крошечными рядом с "Затмением" кажутся баржи и полицейские катера. Если внешний вид яхты хорошо известен и узнаваем, ее "начинка" остается более или менее под завесой тайны. Из различных достоверных источников журналистам удалось узнать, как велел оборудовать судно заказчик, но официальных подтверждений нет и не будет - параметры яхты относятся к частной сфере жизни бизнесмена.

Понятно лишь, что все функции яхты, информация о которых просочилась в СМИ, Абрамовичу зачем-нибудь да нужны. Известно, что на "Эклипс" есть 16-метровый бассейн (один из двух на судне), который преобразуется в танцпол, небольшой кинотеатр, десяток водных мотоциклов, прогулочные лодки, катер для доставки гостей с берега, две вертолетных площадки, а также субмарина, которая может незаметно для сторонних наблюдателей покидать яхту. Подумал заказчик яхты и о личной безопасности: на борту установлена противоракетная система и лазерная установка, подавляющая цифровую фотосъемку. Мало ли кому и с какими целями захочется сфотографировать, что происходит на борту. Впрочем, судя по заявленной вместимости кают, судно рассчитано на небольшое число гостей - около 30 человек. Это вдвое (по другой версии - впятеро) меньше численности экипажа.

Яхта Романа Абрамовича "Эклипс". Фото (c)AFP
Lenta.ru

Точной информации о том, во сколько обошлась Абрамовичу яхта "Эклипс", нет. Строительство яхты, по оценкам экспертов, должно было обойтись не менее чем в 300 миллионов долларов, а ее стоимость вместе с отделкой может превышать миллиард (по одной из версий, "Эклипс" стоит 1,2 миллиарда долларов). Но даже если реальная сумма далека от этой границы, не исключено, что "Эклипс" значительно дороже "Дубая" - яхту шейха оценивают "всего" в 350 миллионов.

Справедливости ради надо отметить, что ни шейх аль-Мактум, ни Роман Абрамович не заявляли вслух о твердом желании быть обладателями непременно самой длинной яхты в мире. Ведь не исключено, что Абрамович совершенно случайно заказал яхту на полметра длиннее "Дубая" - может быть, он и рад бы не выделяться, но все необходимое не помещалось на более коротком судне. Возможно, и шейх, добавляя к своей яхте радар и "пляж", просто заботится о комфорте гостей, а вовсе не стремится затмить "Эклипс". В конце концов, от этих длинных яхт сплошные неудобства - в мире не так много причалов, к которым может пришвартоваться подобное судно. Так что о соперничестве обеспеченных любителей морских прогулок можно говорить только в шутку.

Хочется верить, что "гонка яхт", будь она реальной или всего лишь порождением воображения вооруженных линейкой светских хроникеров, не распространится на остальных обладателей крупных личных судов. Страшно представить, что должны будут приделать к своей яхте глава Oracle Ларри Эллисон и медиамагнат Дэвид Геффен - длина их судна "Райзинг сан" ("Rising Sun", "Восходящее солнце") составляет всего 138 метров. Основателю Microsoft Полу Аллену останется лишь строить новую яхту - его 126-метровый "Октопус" не выдержит конкуренции ни при каких условиях.

В первую очередь такое соревнование было бы выгодно судостроителям. Но у них и так много возможностей расширить список клиентов. Например, мексиканский медиамагнат Карлос Слим, возглавивший список богатейших людей по версии Forbes в 2010 году, по данным The Guardian, не является владельцем даже самой небольшой и утлой яхты. Есть над чем работать.

Юлия Савицкая

< Назад в рубрику