Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Дежавю В Мексиканском заливе загорелась новая нефтеплатформа

2 сентября на нефтеплатформе Vermillion 380-A, принадлежащей американской компании Mariner Energy, произошел пожар. По последней информации, авария не привела ни к гибели рабочих, ни к разливу нефти. В то же время, место действия - Мексиканский залив - привлекло к инциденту повышенное внимание журналистов, политиков и экологов.

Судя по имеющимся данным, сходство ЧП 2 сентября с апрельским взрывом на нефтеплатформе Deepwater Horizon компании BP исчерпывается географическим расположением: обе аварии произошли в Мексиканском заливе. В остальном общего крайне мало. Deepwater Horizon была современной и сложной глубоководной нефтеплатформой, предназначавшейся для бурения скважин на шельфе на глубине до 2,5 тысячи метров. Vermillion - эксплуатационная платформа. Она была установлена в 1980-е годы и работала на небольшой глубине. Такие платформы не занимаются бурением, а лишь откачивают нефть и газ из ранее пробуренных скважин и отправляют их по трубопроводу на берег.

На Deepwater Horizon работали 126 человек, на Vermillion - всего 13. Добывающие платформы класса Deepwater Horizon оборудованы специальными клапанами-предохранителями, которые должны служить защитой от взрывов и блокировать скважину при аварии в процессе бурения. На платформе BP эти предохранители не сработали. На эксплуатационных платформах предусмотрена лишь возможность физически перекрыть скважину в случае ЧП или при необходимости ремонта. Более того, аварии и пожары на платформах такого класса случаются часто, в основном в силу долгого срока их службы. С другой стороны, бороться с их последствиями всегда легче - просто потому, что на небольшой глубине до повреждения могут добраться водолазы, в то время как на глубоководной платформе не обойтись без роботов.

Наконец, не сопоставимы и масштабы случившегося. Взрыв на Deepwater Horizon привел к гибели 11 рабочих, а сама платформа после двухдневного пожара затонула. В результате начался разлив нефти, на поверхности воды появилось колоссальное пятно, а на борьбу с утечкой потребовалось около трех месяцев. За это время в воды Мексиканского залива попало около пяти миллионов баррелей нефти. Разлив был признан одной из крупнейших экологических катастроф в истории США.

Между тем, все 13 человек, находившихся на Vermillion, были благополучно спасены, ранения получил лишь один из них. Пожар удалось локализовать за несколько часов, а к вечеру огонь был потушен. Разлива и утечки, видимо, тоже удалось избежать - по крайней мере, если верить сообщениям на утро 3 сентября.

Однако тот факт, что второе подряд ЧП на нефтеплатформе произошло в Мексиканском заливе, предсказуемо вызвал в США ощущение неприятного дежавю. Панике готовы были поддаться все, начиная от военнослужащих Береговой охраны, которые прибыли на место вскоре после аварии и объявили, что с вертолета увидели нефтяное пятно длиной в полтора километра и шириной в 30 метров.

К вечеру 2 сентября страсти несколько улеглись - пожарные справились с огнем, сообщения о появлении нефтяного пятна на поверхности воды опровергли. По телевидению показали больницы, в которые доставили рабочих - после начала пожара все, кто был на платформе, спрыгнули в воду, откуда их через некоторое время подобрало работавшее неподалеку судно. Владелец платформы, компания Mariner Energy, опубликовала заявление, из которого следовало, что все семь скважин, разрабатываемых Vermillion, были перекрыты автоматически сразу же в момент аварии. К тому же выяснилось, что на момент ЧП платформа не функционировала из-за проведения ремонтных работ.

Одним словом, стало понятно, что катастрофического сценария аварии на Deepwater Horizon удалось избежать. В то же время участники событий старательно дают понять, что не намерены расслабляться. Береговая охрана направила в район аварии корабли и вертолеты, которые будут патрулировать воду вокруг платформы, чтобы удостовериться, что утечки нефти не произошло. Власти США пообещали вмешаться при первых сообщениях о разливе, на ближайшие дни уже назначены многочисленные правительственные и парламентские брифинги, посвященные аварии и ее возможным последствиям.

На компанию Mariner Energy обрушилась волна критики - главным образом, со стороны экологов и политиков, выступающих против офшорной добычи нефти. Несмотря на то, что авария на Vermillion имеет мало общего с нашумевшим ЧП на Deepwater Horizon, дискуссия, начавшаяся в обществе после апрельских событий, за прошедшие с тех пор месяцы нисколько не утихла. Очевидно, противники бурения захотят использовать новую аварию как аргумент в свою пользу.

Участникам отрасли, в свою очередь, придется доказывать, что авария на эксплуатационной платформе никак не связана с опасностями, сопряженными с глубоководным бурением. То есть пожар на Vermillion - не следствие аварийно опасной практики, которую необходимо запретить, а рядовая техногенная авария, которая может произойти где угодно.

Причина пожара на Vermillion 380-A пока не установлена. Известно, что возгорание произошло на верхних этажах платформы, где находились жилые помещения для работников. Взрыва, согласно заявлению владельцев, не было. Предположительно, к аварии могла привести утечка газа, но неясно, чем она могла быть вызвана.

До сих пор все меры, принятые правительством для ограничения офшорной добычи нефти, распространялись именно на глубоководное бурение. После аварии на Deepwater Horizon на этот вид работ был введен мораторий, который будет действовать до 30 ноября. Однако если нефтяным компаниям не удастся донести до политиков свою точку зрения, не исключено, что санкции затронут и добычу из уже существующих скважин, а мораторий будет продлен на неопределенный срок.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше