Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Не прошло и недели Из таджикского СИЗО сбежала группа боевиков

Из следственного изолятора в Душанбе совершили побег несколько десятков человек, осужденных за подготовку государственного переворота, участие в вооруженных группировках и другие преступления. Суд по громкому делу завершился совсем недавно: после оглашения приговора боевики провели за решеткой меньше недели. В ночь на 23 августа они завладели ключами от камер, убили нескольких охранников и скрылись.

Приговор по так называемому "тавильдаринскому делу" (по делу о вооруженных столкновениях в Тавильдаринском районе летом 2009 года) был вынесен 20 августа. Всего были осуждены 46 человек (в том числе несколько россиян). Двоих приговорили к пожизненному заключению, остальные получили сроки от 10 до 30 лет тюрьмы.

Когда фигурантов дела планировалось отправить в колонии, неизвестно. Спустя несколько дней после вынесения приговора их по-прежнему держали в СИЗО Государственного комитета национальной безопасности (спецслужбы, которая занималась расследованием "тавильдаринского дела"). Оттуда и был совершен побег.

По сведениям "Ферганы.Ру", один из заключенных напал на охранника, отобрал у него оружие и ключи от камер. ГКНБ утверждает, что нападавший был не один: нападение, как утверждает официальная версия, совершила "группа преступников, содержавшихся в СИЗО". Тем не менее, версии сходятся в том, что с охраной заключенные расправились собственными силами, без участия посторонних.

После того как у заключенных оказались ключи от камер, были освобождены от 25 до 30 человек. По информации "Азии-Плюс", они взяли оружие из "дежурки" и пошли к выходу (в заявлении ГКНБ также отмечается, что беглецы переоделись в камуфляжную форму). У выхода завязалась перестрелка с охраной, несколько сотрудников СИЗО были убиты (всего при побеге, по данным различных источников, были убиты пять или шесть охранников). Среди заключенных, как отмечает агентство, потерь не было.

Покинув СИЗО, беглецы, по официальной версии, "на автомобильном транспорте скрылись в неизвестном направлении". Воспользовались ли они угнанными машинами или транспорт им заранее обеспечили сообщники на воле, не уточняется.

Сбежавшие заключенные предположительно направились на восток, рассчитывая скрыться в горной местности. По информации "Ферганы.Ру", минувшей ночью в Нурабадском и Файзабадском районах (оба находятся восточнее Душанбе) были обстреляны милицейские блокпосты. "Авеста" уточняет, что пост на территории Файзабадского района (его административный центр находится всего в 50 километрах к востоку от столицы) обстреляли из проезжавшей автомашины "люди в камуфляжной форме".

На восток направлены подразделения МВД и ГКНБ. Кроме того, в министерстве обороны Таджикистана сообщили, что туда перебрасываются войска и бронетехника (правда, военные утверждают, что речь идет о плановой операции).

Поиски беглецов ведутся и в других регионах. На усиленный режим несения службы переведены все силовые структуры страны (помимо прочего усилена охрана границ, на случай если беглые заключенные попытаются покинуть республику). В столице под особую охрану взяты административные здания: их охраняют сотрудники силовых структур, вооруженные автоматами.

Параллельно власти Таджикистана обратились за помощью к России и Афганистану. Просьба основана на том, что среди беглецов оказались несколько россиян и афганцев. Одного из россиян - некоего уроженца Дагестана Магомеда Ахмедова - таджикские силовики даже назвали в числе организаторов побега (организацией, по официальной версии, занимались также двое граждан Таджикистана). Замглавы ГКНБ Косим Гаффоров заявил в связи с этим, что считает побег "транснациональным преступлением". Правда, какую конкретно помощь таджикская сторона рассчитывает получить из-за рубежа, он не уточнил.

Прошлогодний мак

Прошлогодние столкновения в Тавильдаринском районе, по одной из основных версий, стали результатом попытки бывших полевых командиров вернуть себе влияние в регионе. Весной 2009 года, как писал "Коммерсант", в республику вернулся некий Мулло Абдулло (Абдулло Рахимов), который в годы гражданской войны сражался на стороне Объединенной таджикской оппозиции (сторонников исламизации страны, которым противостоял Народный фронт под руководством Эмомали Рахмона, ставшего впоследствии президентом республики).

Рахимов стал ходить по селам, встречаться со старейшинами и агитировать за "справедливость и порядок". Вскоре, по информации издания, он фактически контролировал несколько районов, имея под началом несколько сотен боевиков. Власти в ответ стали перебрасывать в регион войска. При этом официально утверждалось, что там проводится всего лишь плановая операция по борьбе с наркотиками "Мак-2009". Желая, очевидно, избежать опасных аналогий с гражданским противостоянием 1990-х, власти избегали любых упоминаний о боевиках и террористах.

В июле между силовиками и боевиками начались открытые столкновения. По неофициальной информации, в перестрелках были убиты десятки человек с обеих сторон. Противостояние завершилось в начале августа, когда был убит один из лидеров экстремистов, Негмат Азизов. В столкновениях также погиб бывший глава МЧС Мирзо Зиеев. Как и Рахимов, он воевал в рядах Объединенной таджикской оппозиции, но после войны нашел общий язык с властями и даже получил пост министра. По версии силовых структур, в ходе противостояния 2009 года он перешел на сторону боевиков, затем раскаялся, согласился сотрудничать с властями и после этого был убит бывшими сообщниками за предательство. Неофициально высказывались мнения, что бывшего министра застрелили силовики (избавившись от человека, который пользовался авторитетом среди противников действующей власти).

Задержанных по "тавильдаринскому делу" наряду с попыткой переворота и созданием НВФ обвинили в убийствах, грабежах и контрабанде наркотиков. Среди тех, кто был осужден, а впоследствии бежал из СИЗО, оказались и сыновья Мирзо Зиеева, приговоренные к 28 и 30 годам тюрьмы.

О том, в чем конкретно обвиняли осужденных россиян, информации мало (процесс над боевиками проходил в закрытом режиме). "Время новостей", ссылаясь на дипломатические источники в Москве, писало, что граждане РФ вообще не принимали участия в боевых действиях: по сведениям газеты, они оказались в Таджикистане по пути в Пакистан (где планировали пройти обучение в исламских учебных заведениях).

По некоторым данным, среди беглецов оказался и брат опального генерала Гаффора Мирзоева. Гаффор Мирзоев, который во время гражданской войны был соратником Эмомали Рахмона, впоследствии был назначен командующим президентской гвардии, а позднее стал главой агентства по борьбе с наркотиками. В 2004 году генерал был арестован. Ему предъявили целый ряд обвинений (включая подготовку переворота, незаконное хранение оружия и уклонение от уплаты налогов). Суд признал генерала виновным и приговорил к пожизненному заключению.

Позднее брат генерала, Абдурасул Мирзоев, проживавший в ОАЭ, был задержан и выслан на родину по запросу таджикских властей. Силовые структуры обвинили его в причастности к преступлениям, совершенным его родственником. Суд над ним завершился сравнительно недавно (в конце июля), по приговору Мирзоев получил 30 лет тюрьмы.

Последствия

По поводу того, чем может обернуться побег боевиков, высказываются различные мнения. Эксперт по вопросам безопасности Сухроби Ваххоб, которого цитирует агентство REGNUM, предположил, что беглецы не смогут получить поддержку среди местного населения и попытаются перебраться за границу. По другой версии, боевики могут приняться за старое. "Существуют множество групп из числа бывшей таджикской оппозиции, которая может объединиться, - утверждает политолог Ахмадшох Комилзода. - Если не удастся в короткие сроки задержать беглецов, они могут превратиться в большую проблему для властей".

Помимо прочего за побегом, скорее всего, последует серьезный разбор полетов в ГКНБ. Побеги из мест заключения в Таджикистане, конечно, случались и раньше (можно вспомнить, к примеру, случай двухлетней давности, когда из тюрьмы пытались сбежать граждане России и Таджикистана). Однако на этот раз все гораздо серьезней. Побег был совершен не из какой-нибудь заштатной тюрьмы, а из здания таджикской спецслужбы. При этом жертвами перестрелки стали только охранники.

В ГКНБ уже заявили, что охрана СИЗО продемонстрировала "халатность и безответственность". Привлечены ли охранники к ответственности, пока неизвестно. Не исключено, что отвечать за произошедшее придется и их начальству.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше