Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Отомщенный студент Похитителей сына вице-президента "Роснефти" приговорили к лишению свободы

19 августа Гагаринский суд Москвы приговорил к лишению свободы двух членов банды, которая в 2009 году похитила сына вице-президента компании "Роснефть" Михаила Ставского, Михаила Ставского - младшего. Обвиняемый Магомед Горчханов получил 14 лет колонии, а его пособница Зарема Датаева - шесть лет. Осужденные намерены обжаловать приговор.

Правоохранительные органы установили, что главарем банды похитителей являлся уроженец Читы Виталий Чернобровкин. В 1990-х годах он принял ислам и начал поддерживать кавказских боевиков. В 2002 году Чернобровкина посадили на шесть лет за подготовку теракта. После освобождения боевик познакомился с Магомедом Горчхановым (по одним данным, он родился в Чечне, по другим данным - в Ингушетии) и жительницей Чечни Заремой Датаевой. Вскоре Чернобровкин и Датаева поженились по мусульманским обычаям (официально брак зарегистрирован не был). В 2008 году Чернобровкин, Датаева и Горчханов вышли на связь с лидером экстремистов Александром Тихомировым по прозвищу Саид Бурятский.

Вскоре после знакомства с Бурятским экстремисты переехали в Москву. Там в банду вступили два новых члена - бывший московский милиционер Андрей Карпов и уроженец Башкирии Александр Яшин. Бандиты решили заработать денег, похищая детей состоятельных людей. Своей первой жертвой они выбрали студента Университета нефти и газа имени Губкина Михаила Ставского - младшего. Первоначально сообщалось, что в момент похищения студенту было 19 лет, но потом СМИ стали называть его 17-летним. Этот нюанс, на первый взгляд непримечательный, имеет серьезное значение - за похищение несовершеннолетнего предусмотрено более строгое наказание.

Первая попытка похищения была предпринята около университета 24 февраля 2009 года. Ставского попытались затащить в машину, но юноша вырвался и убежал, оставив в руках похитителей куртку. После этого вице-президент "Роснефти" Михаил Ставский - старший решил обеспечить сына охраной, однако преступники перехитрили его. Они зашли на страницу Ставского-младшего в социальной сети, извинились и пояснили, что перепутали его с другим студентом. Якобы они приняли Ставского за юношу, которого хотели за что-то проучить. Студент поверил этому объяснению и сказал отцу, что идея ходить с телохранителями его совершенно не привлекает (он стеснялся своего богатства и старался не отличаться от однокурсников).

А 13 апреля 2009 года похитители снова напали на Ставского, причем на том же самом месте. На этот раз преступникам удалось затащить студента в машину. Они отвезли молодого человека в арендованный дом в подмосковной деревне Алабино, а позднее перевезли его в дом в соседней деревне Апрелевка. Преступники приковали юношу наручниками к батарее. Впрочем, обращались с ним достаточно гуманно. Студента не били и регулярно водили в душ. Зарема Датаева дважды в день готовила для пленника еду.

Бандиты долгое время не выходили на связь с семьей Ставского. По версии правоохранительных органов, похитители хотели, чтобы семья успела потерять надежду на возвращение юноши. Преступники полагали, что в таком состоянии Ставские будут готовы заплатить любые деньги. Оправдались ли эти расчеты, неизвестно - до лета родственникам юноши и правоохранительным органам удавалось скрывать факт похищения от журналистов. Прессе стало известно о преступлении лишь в начале июня.

В итоге бандиты так и не успели потребовать выкуп (в связи с чем осталось неизвестным, на какую сумму они рассчитывали). Пока они выжидали, правоохранительные органы вышли на их след. 17 июня 2009 года в съемной квартире на Ленинском проспекте в Москве была задержана Датаева. Перед задержанием она успела предупредить сообщников, что дело провалено. Бандиты посадили Ставского в машину, вывезли его на Киевское шоссе, дали тысячу рублей на такси и отпустили. Напоследок юношу попросили не забывать, что с ним хорошо обращались. После этого Чернобровкин, Горчханов, Карпов и Яшин бежали на Кавказ, где присоединились к незаконным вооруженным формированиям.

Однако скрываться им привелось недолго. В августе 2009 года Чернобровкина и Карпова убили в ходе спецоперации. В январе 2010 года в Ингушетии был задержан Горчханов. А весной разыскали Яшина (по одним данным, он был обнаружен в Ингушетии, по другим данным - в Башкирии). При задержании он получил 12 пулевых ранений.

Яшин еще очень долго будет лечиться, поэтому его уголовное преследование выделили в отдельное производство. Что же касается Датаевой и Горчханова, то их дело начали рассматривать в суде в июне 2010 года.

Подсудимые выбрали разные стратегии защиты. Датаева заявила, что никогда не видела Ставского и не имеет никакого отношения к похищению. Поддержку подсудимой оказывала ее мать, пытавшаяся убедить журналистов в том, что Датаева не способна пойти на преступление. Горчханов же признал, что участвовал в похищении, хотя и отметил, что его роль ограничивалась слежкой за студентом. При этом подсудимый выразил полное раскаяние. Он заявил, что 3 августа 2010 года у него родился сын и после этого он понял, какие страдания причинил семье Ставских.

Вели себя подсудимые тоже по-разному. Датаева охотно общалась с журналистами и волновалась, хорошо ли будет выглядеть на фотографиях в газетах. Горчханов не шел на контакт, не хотел фотографироваться и прикрывал лицо папкой.

Со стороны потерпевших судебные заседания посещал только Михаил Ставский - старший. Его сын после освобождения уехал учиться за границу. Находясь в плену у похитителей, юноша пережил сильный стресс и до сих пор находится под наблюдением психологов. Они посоветовали ему избегать воспоминаний о произошедшем и не участвовать в судебном разбирательстве.

19 августа суд вынес приговор, согласно которому Датаевой предстоит провести шесть лет в колонии общего режима, а Горчханова на 14 лет отправят в колонию строгого режима. Кроме того, осужденных обязали заплатить семье Ставских миллион рублей за моральный ущерб.

Судья отметил, что политической подоплеки в действиях преступников не найдено. Следователи предполагали, что бандиты хотели передать полученный выкуп Саиду Бурятскому для финансирования экстремистской деятельности, но доказать это не удалось (кстати, в начале 2010 года Бурятского ликвидировали при спецоперации). Согласно вердикту суда, преступники хотели использовать выкуп для личного обогащения - в частности, они собирались купить квартиру в Москве.

Оба осужденных недовольны приговором и намерены его обжаловать. Датаева продолжает настаивать на своей полной невиновности, а Горчханов считает, что суд не учел его искреннее раскаяние и назначил ему слишком строгое наказание.

Вице-президент "Роснефти" сказал журналистам, что доволен приговором, но развивать тему не стал. Сразу после окончания судебного заседания Ставский спешно уехал. Однако журналистам стало известно, что семья бизнесмена планирует потратить миллионную компенсацию на благотворительность. В частности, деньги используют для реабилитации детей, пострадавших от преступлений.

Татьяна Ефременко

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше