Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Возвращение опального лидера General Motors подала заявку на проведение второго по размерам IPO в истории США

General Motors, в прошлом крупнейшая автомобильная корпорация мира, подала заявку на проведение IPO спустя год с небольшим после банкротства. Предполагается, что публичное размещение автопроизводителя станет вторым по своим масштабам в истории США. Основная цель IPO - избавиться от контроля государства, которое сейчас владеет 61 процентом акций компании. Если размещение пройдет успешно, то этот пакет сократится до половины или меньше.

На протяжении почти всего XX века GM была несомненным лидером на американском автомобильном рынке. В 60-е годы ее доля даже некоторое время превышала 50 процентов. Но с 70-х годов General Motors начала стагнировать и отставать от своих азиатских и европейских конкурентов. В 2000-е годы отставание стало очевидным всему миру, и доля рынка GM стала сокращаться чрезвычайно быстрыми темпами.

Прежде высокоприбыльная компания стала терпеть колоссальные убытки. В 2007 году, к примеру, они превысили 30 миллиардов долларов. Несмотря на все попытки реформировать автогигант, ситуация только ухудшалась. Какое-то время предотвращать крах удавалось за счет рефинансирования доступными кредитами, которые параллельно увеличивали задолженность GM. Однако после начала глобального финансового кризиса стало ясно, что все эти усилия только ухудшают и без того бедственное положение концерна.

В разгар кризиса находящаяся на грани банкротства компания обратилась за помощью к государству. Однако в Вашингтоне долго медлили. Конгресс на помощь GM деньги выделять не хотел, в результате чего решение об экстренном кредите было принято лично президентом Джорджем Бушем в обход законодателей. Средства были выделены из программы TARP (предназначенной для финансовых организаций) и передавались для выигрыша времени, так как уходящая республиканская администрация не собиралась ломать голову над сколько-нибудь долгосрочным решением.

Новый президент и его команда с самого начала заняли жесткую линию в переговорах с General Motors. Компании было предложено составить антикризисный план, который предполагал бы быстрое возвращение к прибыльности с полной уплатой долгов. Создать на таких условиях что-то реалистичное было невозможно.

В результате, 1 июня, когда истек срок подачи антикризисной программы, компании ничего не оставалось, как подать заявление о банкротстве. Дело было передано в суд. Это, однако, не означало окончательной гибели компании. Делом занималась правительственная комиссия США, а сам процесс оздоровления проводился по 11-й статье американского закона о банкротстве. Данная статья предусматривает, что активы корпорации не пойдут с аукциона, а будут реструктурированы.

Реструктуризация в отношении GM предполагала, в частности, увольнение топ-менеджмента, закрытие 13 из 47 североамериканских заводов компании, ликвидацию 40 процентов дилерских центров в США, а также сокращение 27 тысяч из 91 тысячи сотрудников. Кроме того, General Motors оставили лишь четыре американских бренда из восьми - Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC.

Все это потребовало значительных денег от государства - в общей сложности дополнительные вливания составили около 50 миллиардов долларов. В итоге администрация США получила в свое распоряжение 61 процент акций компании, то есть GM была национализирована. Еще 12 процентов получила Канада, где также расположены многочисленные производства, дилерские центры и другие активы автогиганта.

Снова в частные руки

Государственное вмешательство, хоть и было жизненной необходимостью, все же сильно отяготило корпорацию. Дело в том, что в США, особенно в последние 20-30 лет, общественное мнение крайне негативно относится к национализированным компаниям. В стране существует твердое убеждение, что частный бизнес должен оставаться независимым. И поэтому огосударствленная General Motors потеряла значительную часть своей рыночной притягательности, перестав быть гордостью Америки.

Поэтому о необходимости вернуть компанию в частные руки в корпорации стали говорить сразу же после выхода из процедуры банкротства в конце июля прошлого года. Однако в 2009 году рассуждать об этом можно было только теоретически - GM продолжала нести убытки, объем которых за 5 лет составил в общей сложности астрономические 88 миллиардов долларов. Лишь в текущем году, когда компании наконец-то удалось выйти в прибыль, новая приватизация через продажу акций на бирже стала реальной.

В апреле 2010 года GM удалось распродать неликвидные активы в Европе, включая SAAB, и расплатиться по стабилизационному кредиту от администрации США (8,1 миллиарда долларов). Забавно, что эту выплату произвели из государственных же денег, но с точки зрения финансовой отчетности положение GM стало выглядеть лучше.

Наконец, 18 августа General Motors подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам США заявку на проведение IPO. Пока известны лишь часть планов компании по реализации своих бумаг на бирже. По сведениям источников Bloomberg, GM нацеливается на продажу 309 миллионов принадлежащих государству акций, что сократит долю правительства в компании на треть. Тем самым Вашингтон избавится от контрольного пакета, который тяготит и корпорацию, и само правительство.

Предполагается, что размещение будет проводиться одновременно на Нью-Йоркской фондовой бирже и торговой площадке в Торонто. Последняя выбрана для того, чтобы правительство Канады также получило возможность продать всю свою долю в компании или хотя бы ее часть.

Корпорация рассчитывает выручить от размещения 16 миллиардов долларов. Если расчеты компании окажутся верными, то это IPO станет вторым по своим объемам в истории североамериканского рынка. До сих пор лидерство держит Visa, разместившаяся в марте 2008 года на 19,7 миллиарда долларов.

Впрочем, государство такая стоимость может и не удовлетворить. В Вашингтоне хотят "отбить" все средства, отданные в свое время на спасение корпорации. Но для этого суммарная стоимость государственных акций должна составить 69 миллиардов долларов. Если же профсоюзы и держатели облигаций (имеющие госгарантии на свои бумаги) захотят реализовать свои права на продажу акций, то эта сумма может вырасти еще на полдюжины миллиардов. IPO по нынешним ценам этим условиям не удовлетворяет, поэтому государство надеется, что цена акций после проведения размещения будет расти.

Пока что в это верится слабо. Несмотря на успешную работу, проделанную компанией в ходе реструктуризации, и улучшение финансовых показателей (во втором квартале выручка GM достигла 33 миллиардов долларов, чистая прибыль - 1,67 миллиарда), ее перспективы остаются туманными. За год невозможно было преодолеть разрыв между GM и конкурентами, а новая рецессия в США может поставить крест на рыночной экспансии компании. Тем не менее, новую жизнь с чего-то начинать надо, да и особой альтернативы у крупнейшего в прошлом мирового автопроизводителя все равно нет.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше