Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Невидимый диктатор В Афинах скончался последний из "черных полковников"

16 августа в Афинах в возрасте 87 лет скончался Димитриос Иоаннидис, собственноручно, хоть и не по своей воле, разваливший режим "черных полковников". Иоаннидис официально президентом или премьером не был, однако именно он на протяжении года фактически руководил Грецией, седьмой год жившей под властью военной хунты. Последние 35 лет своей жизни "черный полковник" провел в тюрьме по обвинению в государственной измене.

Иоаннидис стал вторым лидером военной хунты, получившей название "Режим полковников". Сам он к моменту установления собственной незримой диктатуры был уже бригадным генералом и главой военной полиции Греции. Впрочем, история прихода Иоаннидиса к власти, равно как и летопись всего режима полковников, требует обстоятельного рассказа.

"Черные полковники" захватили власть в Греции в 1967 году под предлогом борьбы с коммунистическими настроениями в обществе. Еще с послевоенных времен компартия в Греции была запрещена, и борьба с "красной угрозой" в окруженном странами соцлагеря государстве часто использовалась в политических целях. Режим полковников исключением не стал.

21 апреля 1967 года под руководством генерала Стилианоса Паттакоса и полковников Георгиоса Пападопулоса и Николаса Макарезоса в стране произошла революция, как ее называли заговорщики, или военный переворот, что больше соответствует действительности. В Афины ввели танки, были захвачены (прямо по заветам большевиков) телефон, телеграф и прочие средства связи, а также госучреждения, после чего Пападопулос объявил народу об установлении власти военной хунты.

Предыдущее правительство было отправлено в отставку. Его, впрочем, толком и не было - действовала лишь временная власть, а на 28 мая были назначены выборы, которым состояться уже не довелось. Что характерно, греческая общественность восприняла переворот относительно спокойно. Причин тому было как минимум две: во-первых, волнениям не способствовали массовые аресты приверженцев коммунистических взглядов (общее число арестованных достигло 10 тысяч человек), а во-вторых, за годы политической нестабильности греки банально устали от бесконечной чехарды в верхах и хотели какой угодно, но стабильности.

Гарантом стабильности стал Пападопулос, получивший официальный титул премьер-министра. Любая диктатура основывается на какой-либо идеологии, и "черные полковники" решили опереться на антикоммунистические идеи, на ненависть ко всему инородному, что было непонятно и чуждо выходцу из бедных кварталов Пападопулосу, а также на активную самоидентификацию греков как христианского народа. Среди лозунгов того времени был, например, и такой: "Греция для греков-христиан".

Димитриос Иоаннидис был в хунте с самого начала и после захвата власти возглавил военную полицию. Под его руководством ведомство успешно вело борьбу с инакомыслием самыми различными методами, в том числе и с помощью физического воздействия. Иоаннидис все это время предпочитал держаться в тени и не отступил от своего правила даже тогда, когда возглавил хунту.

Спустя шесть лет после установления военной диктатуры в Греции так и не появилось гражданских институтов, Пападопулос совмещал с премьерством половину министерских постов и вообще проповедовал культ собственной личности. В 1973 году он обозначил некое движение в сторону реформ - вынес на голосование отказ от монархии, которая номинально все еще существовала в Греции, хотя регентом был ставленник хунты, и создал пост президента страны, на который же сам себя и назначил. Был и ряд других инициатив, ослаблявших влияние армии на положение дел в стране и наметивших некое движение в сторону демократических перемен. Далеко не всем военным понравились дальнейшие попытки Пападопулоса легитимизировать свою власть и создать республику; среди недовольных был и Иоаннидис.

С годами в Греции росло недовольство Пападопулосом и среди простого народа. Так, весь 1973 год был ознаменован волнениями, одно из которых фактически привело к свержению первого из "черных полковников". 14 ноября студенты Афинского политехнического института объявили властям, пытавшимся повлиять на кадровую политику учебного заведения, чуть ли не войну. Восстание поддержали несколько тысяч человек из числа студентов и простых граждан, и вскоре весь центр Афин был охвачен беспорядками.

Начались столкновения с полицией, и, как считается, именно Иоаннидис отдал приказ о штурме Политехниона в ночь на 17 ноября. К зданию института были стянуты танки, один из них проломил ворота, и вслед за этим начался штурм. Забаррикадировавшихся студентов разогнали, сотни протестующих были задержаны, а 24 человека погибли, хотя в то время власти отрицали какие-либо жертвы.

Восстание в Афинском институте прочно вошло в историю Греции как одна из самых мрачных страниц, связанных с диктатурой "черных полковников". Именно благодаря этому событию все греческие учебные заведения до сих пор наделены определенными привилегиями - полиции туда вход заказан.

В хунте восстание восприняли как признак ослабления власти Пападопулоса, и вскоре он был отправлен в отставку с поста президента. Вместо него Димитриос Иоаннидис, которого греческие военные выбрали своим негласным лидером, назначил генерала и своего близкого друга Федона Гизикиса. Предыдущего президента объявили предателем интересов революции 1967 года, а предпринятые им попытки реформ - преждевременными, так как якобы страна после шести лет правления военных была "еще не готова" к нормальной жизни.

Впрочем, никакой реальной власти Гизикис не имел. Теневым руководителем Греции, "невидимым диктатором", которого журнал Time метко сравнил с Лаврентием Берией, стал Иоаннидис. О нем все слышали, но никто ничего не знал наверняка. Сам Иоаннидис не показывался на публике и даже не почтил своим присутствием инаугурацию Гизикиса.

Диктатура "черных полковников" существовала при молчаливой поддержке Запада. Греция входила в так называемый пояс сдерживания - группу стран, ограничивающих распространение "красной угрозы", и какой угодно, кроме коммунистического, строй был благоприятен в условиях "холодной войны". Впоследствии США публично извинились за косвенную поддержку режима полковников.

Сведений о последнем в истории греческого государства диктаторе чрезвычайно мало. Известно, что он, в отличие от прежних лидеров хунты, не был бедняком, а происходил из среднего класса. В 1940 году он поступил на службу в армию, а уже после Второй мировой принял участие в гражданской войне на стороне роялистов. Нелюбовь к коммунистам, против которых воевали сторонники монархии, по всей видимости, зародилась у будущего диктатора уже тогда. После окончания гражданской войны Иоаннидис довольствовался низкими должностями в военных структурах, пока от безвестности его не спас Пападополус, щедро отблагодаривший соратника за поддержку в перевороте должностью начальника военной полиции.

В качестве негласного диктатора Греции правил Иоаннидис недолго - чуть менее года. Наиболее знаменитым событием этого периода стала попытка Афин осуществить переворот на Кипре и присоединить остров к Греции. Предприятие в целом не удалось, к тому же Турция вдруг вспомнила про давнее соглашение об охране независимого статуса Кипра. Турецкие войска высадились на острове, и в течение четырех дней обстановка напоминала предвоенную. Войны все же удалось избежать, однако Турция в итоге получила значительную часть Кипра, а последствия разделения острова видны до сих пор.

Однозначный провал кипрской кампании стал провалом и для самой хунты. Иоаннидис полностью потерял поддержку своих товарищей и народа, действительным руководителем Греции стал президент Гизикис, которому удалось убедить влиятельного греческого политика Константиноса Караманлиса вернуться из изгнания и стать премьер-министром.

В 1975 году состоялся суд над идеологами и руководителями хунты "черных полковников". Все они, включая Иоаннидиса и Пападопулоса, были приговорены к смертной казни за государственный переворот, но впоследствии приговор был заменен на пожизненное заключение. Иоаннидис скончался от легочного заболевания в одной из афинских больниц, куда был переведен из тюрьмы Коридало всего лишь за день до этого. "Невидимый диктатор" был последним из числа "черных полковников", кто все еще оставался в тюрьме.

Павел Борисов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше