Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Победа неполноценного аиста Производитель одежды для неонацистов судится с пародийной маркой

Немецкая компания MediaTex из Бранденбурга, которой принадлежит популярная в неонацистской среде марка одежды "Thor Steinar" ("Тор Штайнар") обратилась с иском в суд, требуя защитить ее коммерческие интересы. Поводом послужило появление на рынке марки "Storch Heinar" ("Шторх Хайнар", или "Аист Хайнар"). Брэнд был изобретен активистами антифашистского движения, а вся маркетинговая стратегия построена на пародировании и высмеивании "Thor Steinar". Хотя вынесение судебного решения по этому вопросу ожидается только 11 августа, уже сейчас можно сказать, что Аист Хайнар победил. Еще в начале разбирательства суд рекомендовал истцу отказаться от выдвинутых претензий, сочтя их безосновательными.

Но сперва немного об истце. Марка "Thor Steinar" была создана в 2002 году. Производители замысловато обыгрывают образы из древней германской мифологии, истории Третьего рейха и Второй мировой войны, что находит живейший отклик в праворадикальной среде и приносит немалые барыши. Само название бренда, по мнению многих наблюдателей, отсылает к личности Феликса Штайнера (Felix Steiner), генерала войск СС. И не только название. Первый логотип "Thor Steinar" представлял собой две руны T и S. В принципе, ничего предосудительного. Однако руны были перекрещены таким хитроумным образом, что каждый без труда мог увидеть в них две "зиг-руны" - эмблему СС и войск СС.

Изображение с сайта wikipedia.org

Изображение с сайта wikipedia.org

Lenta.ru

Юридически придраться к дизайнерским изыскам "Thor Steinar" невозможно, хотя несколько лет назад через суд удалось-таки добиться запрета на логотип. Компании пришлось изобретать новый, и теперь он представляет собой белый Андреевский крест на красном фоне с двумя точками сверху и снизу. Тем не менее, по словам представителей ведомства по охране конституции Бранденбурга (эта спецслужба занята надзором за радикальными группировками), одежда марки "Thor Steinar" продолжает служить "идентифицирующим опознавательным знаком" для неонацистов. Власти ведут с "Thor Steinar" изнурительную борьбу - к примеру, ландтаг Мекленбурга - Передней Померании запретил депутатам от праворадикальной Национал-демократической партии Германии (NPD) являться на заседания в одежде этого бренда. Однако победить "Thor Steinar" власти не могут.

Беда пришла к "Thor Steinar" откуда не ждали - в лице ущербного Аиста Хайнара, придуманного руководителем антифашистской инициативы "Тупик - справа" ("Endstation rechts"), молодым социал-демократом Матиасом Бродкорбом (Mathias Brodkorb). Справиться с Аистом Хайнаром тем более сложно, что он действует против "Тора Штайнара" его же оружием: намеками и двусмысленностями. К арсеналу Хайнара, однако, нужно прибавить еще одно - острую сатиру, которая никого не может оставить безучастным, а также неизменный яичный ликер, придающий аисту силы в борьбе с Тором. Как и у марки "Тор Штайнар", на сайте которой рассказывается о германской мифологии, богах, рунах и происхождении древних германцев, у Аиста Хайнара есть свой вполне сумасшедший универсум. Истории о приключениях Птицы-Фюрера, которые служат темой изображений на одежде, регулярно выкладываются на YouTube, с недавнего времени Аист Хайнар стал выступать по радио, к выходу готовятся комиксы и мультфильмы.

Фрагмент майки с "Дебильным Рудольфом". С сайта endstation-rechts.de

Фрагмент майки с "Дебильным Рудольфом". С сайта endstation-rechts.de

Lenta.ru

Собственно Аист Хайнар представляет собой тщедушную, забитую птичку, с ножками буквой Х, с гитлеровскими усиками на клюве, в слишком большой не по размеру солдатской каске. Из-за нарушений пищеварения (оказалось, что у аиста аллергия на лягушечье мясо) и скопления газов (которые, вырвавшись наружу, пару раз катапультировали его из гнезда, так что он чуть не убился), Хайнар не мог нормально питаться и вырос болезненным и слабым. С детства ему не везло: так, из-под белого оперения постоянно лезли большие черные перья, которые его несчастная мать безуспешно пыталась запудрить - следствие того, что бабушка Аиста Хайнара в свое время спуталась с большим черным стервятником. Или еще пример: как-то раз Хайнар собрался в теплые края, однако прибыл на вокзал в 19:45, тогда как его поезд ушел в 19:33. (Для тех, кто не понял - речь идет об исторических датах). С поездом уехал и чемодан с одеждой. И вот Аист Хайнар решил отомстить всему миру и заделаться самым великим дизайнером одежды, чтобы о нем узнали все.

Такова история появления бренда "Аист Хайнар", описанная в первом, втором и третьем эпизодах о Птице-Фюрере. Вместе с Хайнаром на поезд не успели и остались на вокзале еще несколько птиц, составивших компанию фриков. Среди них дебильный Рудольф, жирный Герман, Йозеф, а также некто Бенито Шторхолини. Изображения всех этих персонажей появляются на футболках, толстовках, сумках и чашках, выпускаемых активистами "Тупик - справа". На одежде фигурируют и другие изображения и надписи, типа: "Воняет - спусти" под изображением свастики в унитазе, "Холодный крест" с изображением безобидной снежинки - намек на любимый ультраправыми Кельтский крест (по-немецки "Keltenkreuz" и "Kaelterkreuz" звучат очень похоже). Кроме того, "Тупик - справа" производит собачьи комбинезоны с надписью "Блонди против правых" и многое другое.

Примечателен также сам логотип "Аиста Хайнара". На красном фоне нарисован аист в каске, с расправленными крыльями и одним яйцом между растопыренными ногами. В принципе, очертаниями логотип очень напоминает новую эмблему "Тора Штайнара". Яйцо, кстати, взялось не просто так, это намек на охватившую одно время всю Германию дискуссию, сколько же яичек было у фюрера: одно или два. Дискуссия была связана с появлением документа, в котором приводились признания военного врача Йохана Ямбора (Johan Jambor). Он оперировал Гитлера в Первую мировую после полученного им в 1916 году ранения и удалил будущему фюреру одну тестикулу. Иными словами, стеб авторов марки "Аист Хайнар" довольно жесткий, почти на грани фола. Не удивительно, что компания MediaTex сочла все это нападками на свой бренд "Thor Steinar" и подала в суд.

Изображение с сайтов endstation-rechts.de и thorsteinar.deИзображение с сайтов endstation-rechts.de и thorsteinar.de

Представители MediaTex утверждали, что деятельность производителей одежды "Аист Хайнар" нарушает положения закона об охране товарных знаков, дискредитирует и позорит бренд "Thor Steinar". Впрочем, немецкие СМИ предположили, что причины подачи иска были куда более прозаичны, а именно: после того как в 2009 году управление "проарийским" брендом было передано инвесторам из Абу-Даби, многие ультраправые клиенты сочли себя оскорбленными. Кроме того, как отмечает Welt, недовольство и критику неонацистов вызывают высокие цены, из-за которых те, кто хочет соблюдать "правый стиль" в одежде, вынуждены залезать в долги. Получается, для MediaTex иск к "Аисту Хайнару" - это лишняя возможность напомнить о себе и привлечь внимание потенциальных покупателей.

Впрочем, еще в начале судебного разбирательства в Нюрнберге судья Хорст Роттманн (Horst Rottmann) обратил внимание истцов на то, что их претензии по большей части безосновательны, и рекомендовал отозвать иск. В частности, суд сразу отклонил претензии в смешении товарных знаков. "Нет никаких оснований полагать, что изображение аиста так или иначе отсылает к бренду истца", - заявил Роттманн. Он также отметил, что, несмотря на фонетическое созвучие и одинаковое число слогов, слова Thor и Storch вызывают совершенно разные ассоциации. Наконец, деятельность "Тупик - справа" имеет, по мнению судьи, своей главной целью сатиру, а не извлечение прибыли, поэтому подпадает под защиту закона, гарантирующего свободу искусства. Иными словами, защитники "Thor Steinar" наступили на собственные грабли. Остается лишь скрежетать зубами, или, точнее, щелкать клювом.

Алексей Демьянов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше