Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Куратор Почему Игорь Сечин может "уволить" главу BP

Вице-премьер правительства России Игорь Сечин недавно спровоцировал скандал. Чиновник, отвечая на вопрос корреспондента Reuters, неожиданно выдал сенсацию, подтвердив, что глава британской компании BP Тони Хейворд может покинуть свой пост из-за аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе. "Он представит своего преемника", - заявил Сечин шокированным журналистам за несколько часов до встречи с Хейвордом, который приехал в Москву в попытке заверить Кремль, что ВР сохранит бизнес в России. Кто такой Игорь Сечин и почему он может позволить себе такие заявления?

Порядочный человек

Куратор российской энергетики вице-премьер Игорь Сечин - один из самых закрытых от СМИ государственных деятелей в России. Еще в начале 2000-х его фамилию мало кто слышал, а те, кто слышал, ничего точного о сером кардинале российской политики сказать не могли. Его причисляли к клану "силовиков", бывших сотрудников КГБ, сторонников сильной руки государства в экономике.

"Мне кажется, это из области легенд и мифов, может быть, древних... Мне кажется, что это несерьезно, просто несерьезно", - комментировал в интервью агентству Reuters эти подозрения сам Сечин. Он отмечал, что многие американские сенаторы были в прошлом военными, но их никто никогда не называл "силовиками". "Нормальный гражданин должен быть патриотом своей страны", - резюмировал свою мысль вице-премьер.

Официальная биография "главного силовика" суха. Известно, что Сечин, закончив Ленинградский госуниверситет по специальности филолог-романист, отправился работать переводчиком в Мозамбик, а затем - в Анголу. Вероятно, что Сечин, как и большинство военных переводчиков РФ, в свое время работал в разведке. В начале 1990-х годов Сечин познакомился с Владимиром Путиным: они встретились во время поездки в Бразилию. Позднее оба работали в мэрии Санкт-Петербурга, а после того, как Путин перебрался в Москву, Сечин также переехал в столицу. Во власть Сечин пришел с заднего входа: в 2000 году российские газеты жаловались, что у них нет фотографий ключевого кремлевского чиновника.

"Я когда первый раз пришел на работу в Кремль, я как-то неожиданно попал туда, так это была для меня большая неожиданность. Конечно, там особенно чувствовалось, что это место и святое и очень значимое, очень хорошая аура там, я с удовольствием приезжал на работу вечером, там стоит храм. Но иногда кажется, что это не со мной было, а с разными людьми - столько всего произошло", - рассказывал в интервью Reuters Сечин.

Впервые о Сечине заговорили не только в России, но и за рубежом после того, как рухнула нефтяная империя Михаила Ходорковского. После ареста олигарха, когда Кремль решил заняться отстранением крупного бизнеса от власти, "ЮКОС" был продан российским госкомпаниям. Благодаря аукционам, а также весьма примечательным сделкам с участием ООО "Байкалфинансгрупп", "Роснефть" стала крупнейшим нефтедобытчиком России, разместившись в бывшем офисе "ЮКОСа".

Сам Ходорковский, уже сидя в тюрьме, говорил, что именно Сечин стал инициатором развала "ЮКОСа". Но подтвердить это документально пока никому не удалось. Известно лишь, что банкротство "ЮКОСа" совпало по времени с назначением Сечина в совет директоров "Роснефти" в 2004 году.

Журнал "Русский Newsweek", назвавший Сечина политиком 2009 года, указывал, что вице-премьер необычайно работоспособен. Он один остается при галстуке во время самых долгих перелетов, а в своем кабинете предпочитает работать стоя. Главный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак как-то писал, что вице-премьер на работу ездит сам. Без охраны, маячка и машины сопровождения.

Ранее узнать подобные подробности из жизни Сечина было просто невозможно. В публичное поле чиновник, долгое время курировавший в должности главы администрации доступ к президенту Путину, вышел в 2008 году. Вслед за своим патроном, который и привел Сечина в политику, чиновник перешел в правительство, где, будучи назначен на пост вице-премьера, резко увеличил свое влияние. Дошло до того, что журнал Forbes в 2009 году включил Сечина в число 50 самых влиятельных людей в мире, поставив его чуть выше президента России Дмитрия Медведева, но ниже премьер-министра Владимира Путина, которому Сечин, по слухам, необыкновенно предан.

Профессионал

В правительстве Сечин занимает должность заместителя Путина, отвечая за огромные отрасли российской энергетики и производства металлов. В коридорах Белого дома Сечин вообще легко находит себе применение: он одновременно курирует экономические связи со странами Южной Америки и отстаивает льготы для российских нефтяников.

Игорь Сечин и Владимир Путин. Фото с сайта premier.gov.ru

Игорь Сечин и Владимир Путин. Фото с сайта premier.gov.ru

Lenta.ru

В 2009 году Сечин убедил Минфин освободить нефтяные компании от уплаты пошлин при экспорте нефти из Восточной Сибири. Но к лету 2010 года власти, озабоченные состоянием бюджета, решили частично отменить эти льготы. С 1 июля восточносибирская нефть будет облагаться пошлиной, хотя и не в полном размере. Больше всего неприятностей это решение доставит "Роснефти", совет директоров которой возглавляет Сечин.

Защитой интересов нефтяных компаний Сечин не ограничивается. Помимо вышеупомянутого, Сечин успевает еще лоббировать доступ независимых добытчиков газа к экспортной трубе "Газпрома".

То ли из-за соперничества с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером, которого Сечин как-то пожурил за любовь ко сну в рабочее время, то ли из других соображений, но именно вице-премьер инициировал ослабление позиций газового концерна. Дошло до того, что в октябре 2009 года возглавляемая Сечиным энергетическая компания "ОГК-1", дочка "Интер РАО", отказалась покупать газ у "Газпрома", обратившись к его конкуренту - "Новатэку". Газовый гигант, потеряв контракт на полмиллиарда долларов, не стал даже штрафовать своевольного клиента.

На экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2010 года Сечин утверждал, что власти не собираются отменять монополию "Газпрома" на экспорт топлива, но взамен требуют, чтобы концерн превратился в эффективную компанию за счет поиска новых рынков и расширения сырьевой цепочки. Но в конце месяца стало известно, что "Новатэк" фактически получил право на самостоятельный экспорт топлива из страны. При этом формальная монополия "Газпрома" на экспорт действительно нарушена не будет.

Эффективный работник

Дмитрий Медведев и Игорь Сечин. Фото (c)AFP

Дмитрий Медведев и Игорь Сечин. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Сегодня влиятельный вице-премьер декларирует полную поддержку курса на модернизацию, взятого Дмитрием Медведевым. "Президент ставит задачу использовать те преимущества, которые даровала нам природа, диверсифицировать экономику, переходить на развитие других секторов в том числе. Но локомотивом при этом будет оставаться ТЭК", - полагает Сечин, удачно встраивая зону своих интересов в лоббируемую Медведевым логику развития России.

Сечин настаивает, что вовсе не является сторонником повального огосударствления всех и вся. Президент прав, полагает вице-премьер, когда хочет снизить роль государства в экономике, "но нам надо эффективно продавать эту долю". В качестве примера того, как это следует делать, он приводит первоначальное публичное предложение акций возглавляемой им "Роснефти".

"Мне кажется, пример 'Роснефти' как раз о другом свидетельствует, не о том, что мы сидим как курица на яйцах на акциях компаний. Я напомню, что мы и IPO провели - я не знаю другой такой эффективной продажи в нефтегазовом секторе в России", - утверждает Сечин.

Вице-премьер прав, ведь государство действительно выиграло, продав на акции "Роснефти" на пике их стоимости. Вот только миноритарные акционеры "Роснефти", интересы которых государство так и не научилось учитывать, с Сечиным вряд ли согласятся. Но их вице-премьеру будет тяжело услышать. С 2010 года вопросы на собрании акционеров нефтяного гиганта можно задавать лишь в письменной форме, а не с места, как это было еще в прошлом году.

Именно вице-премьер Игорь Сечин в начале 2010 года вынудил Белоруссию отказаться от ее претензий на получение льготной российской нефти. Это спровоцировало Минск отказаться от подписания документов по Таможенному союзу, что, в свою очередь, вынудило Москву развязать газовую войну с Минском.

Риторика Сечина, рассуждающего на глобальные темы, также наполнена противоречиями. Это, к примеру, демонстрирует его последняя статья "Сказки про газ и про нас", опубликованная в газете "Известия" 29 июня. В ней вице-премьер логично поясняет, что гипотезы о возможности существенной диверсификации поставок газа в ЕС слабо обоснованы, однако дают инвесторам импульс меньше вкладывать в разработку месторождений в России. Он указывает, что в будущем, в условиях неопределенности, это может привести к существенному дефициту газа в ЕС, если "революционные изменения в энергетической сфере не наступят быстро".

Москва, заключает Сечин, прежде других заинтересована в бесперебойном снабжении клиентов сырьем, а вовсе не желает заворачивать вентиль каждый раз, когда ей что-нибудь не понравится у стран-потребителей или стран-транзитеров. Обладание богатыми ресурсами сопряжено для страны с высокими рисками, поскольку такие страны нередко становятся объектом политического давления и применения силы. Поэтому Россия желает развивать отношения с партнерами, базируясь на взаимном доверии.

Затем чиновник меняет тон. Он довольно расплывчато пишет, что в Европе доминирует "стремление превратить нынешнюю взаимозависимость России и Евросоюза в одностороннюю зависимость России от поставок газа в ЕС". Именно это, по мнению Сечина, скрывается за попытками Европы диверсифицировать поставщиков газа.

Дарт Вейдер

В конце 2009 года журнал Forbes, обрисовывая портрет Сечина, писал, что в публикациях российских СМИ он предстает настоящим Дартом Вейдером, культовым персонажем фантастической саги "Звездные войны". Но сам вице-премьер пытается доказать, что он менее зловещ, чем всем хотелось бы считать. "Порядочный человек, профессионал... эффективный работник, вот и все", - характеризует идеального чиновника Игорь Сечин.

Мировоззрение российской верхушки действительно меняется, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы многим. Если в 2007 году Москва воспринимала себя в качестве "энергетической супердержавы", то сейчас уже стыдится чрезмерной роли ресурсной составляющей в экономике страны. С начала 2000-х взгляды Сечина, очевидно, также сильно изменились.

Газета The Financial Times утверждает, что на Сечина сильно повлияло публичное размещение акций "Роснефти". "До этого он почти никогда не встречал иностранных банкиров. Сейчас он менее идеологизирован и более прагматичен", - утверждал банкир, бывший одним из близких советников Сечина. По его словам, вице-премьер начинает осторожно проникаться идеями рынка и частной собственности.

Сейчас вице-премьер Игорь Сечин остается влиятельнейшим чиновником в России. Именно поэтому исполнительный директор британской BP Тони Хейворд, приезжая в Россию в тяжелые для его компании времена, ищет встречи именно с ним, а не с президентом Медведевым, усомнившимся в устойчивости BP. И если Сечин сказал, что Хейворда ничего хорошего в BP не ждет, возможно, тому действительно стоит паковать вещи.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше