Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Выхода нет Прекращено уголовное дело Василия Алексаняна

Патовая ситуация, сложившаяся на процессе по делу бывшего вице-президента "ЮКОСа" Василия Алексаняна два с лишним года назад, нашла логическое разрешение. Уголовное преследование было прекращено за истечением срока давности. Но решение для обеих сторон было вынужденное, хотя и основанное на существующих нормах закона.

"Я являюсь дипломированным юристом. Я прекрасно понимаю последствия закрытия дела по нереабилитирующим основаниям. Я не возражаю", - заявил Алексанян, появившись на судебном заседании по своему делу впервые с февраля 2008 года. Обвинение тоже не возражало против прекращения дела. Однако суду потребовалось несколько часов, чтобы принять, казалось бы, очевидное решение.

В принципе, Алексанян мог бы потребовать продолжения судебного разбирательства, чтобы попытаться доказать свою невиновность. Однако страдающий тяжелыми заболеваниями подсудимый почел за благо покончить с этом делом, в прямом и переносном смысле, раз и навсегда.

Бывший начальник правового управления "ЮКОСа" в должности вице-президента компании был арестован в апреле 2006 года. В СИЗО у него обострились хронические заболевания - вирус иммунодефицита и рак, так что без квалифицированной врачебной помощи он мог умереть, не дожив до окончания суда.

Адвокаты при поддержке правозащитников начали борьбу за изменение меры пресечения Алексаняну на не связанную с содержанием под стражей. Только после появления обвиняемого на предварительных слушаниях в феврале 2008 года суд согласился, что судить человека, пребывающего в таком состоянии, нельзя.

В конце концов Алексанян был госпитализирован в специализированную гражданскую клинику, что, возможно, спасло ему жизнь. Тем не менее, он оставался под арестом, и к нему была приставлена охрана, которая контролировала действия врачей и не допускала к подсудимому родственников.

В декабре 2008 года - достаточно неожиданно - Мосгорсуд принял решение освободить Алексаняна под беспрецедентный залог в размере 50 миллионов рублей. Родственникам и друзьям обвиняемого потребовался почти месяц, чтобы собрать требуемую сумму. Для добровольных пожертвований был даже открыт счет в банке.

В январе 2009 года Алексанян смог перейти на домашний режим лечения, однако по-прежнему регулярно являлся на процедуры к медикам. Прокуратура тем временем стала требовать возобновления прерванного судебного процесса. Однако, учитывая, что малейшая инфекция могла оказаться для Алексаняна летальной, врачи запретили ему появляться с местах массовых скоплений людей. Для подобных случаев существует возможность дистанционного участия в процессе с помощью видео-конференции, но этот вариант по каким-то причинам не был реализован.

Остальные участники процесса, за исключением самого Алексаняна, периодически встречались в суде. Назначались и оспаривались экспертизы его здоровья, но врачи оставались непреклонны.

В мае 2010 года истек срок давности по всем обвинениям, предъявленным Алексаняну. Напомним, что следствие считало его причастным к хищению акций "Томскнефти" и предприятий по добыче нефти и ее переработке, входящих в "Восточную нефтяную компанию", а также легализации вырученных средств - всего на общую сумму в 12,8 миллиарда рублей. Кроме того, Алексаняна обвиняли в уклонении от уплаты налога с личного дохода в размере 3,1 миллиона рублей, но по этой статье срок давности истек еще в конце 2008 года.

В начале июня 2010 года адвокаты направили в суд ходатайство о закрытии дела и предоставили письменное согласие на это своего доверителя. Однако суд при поддержке гособвинения потребовал личного присутствия Алексаняна. 24 июня бывший вице-президент "ЮКОСа" приехал в Симоновский суд Москвы. Он был в марлевой повязке, постоянно кашлял, и, по свидетельству очевидцев, вид у него был изможденный и нездоровый. Он подтвердил свое согласие на закрытие дела, но на оглашение итогового решения не остался.

По ходатайству адвокатов Алексаняна суд отказался рассматривать гражданские иски о возмещении ущерба на сумму свыше 12 миллиардов рублей, так как вина подсудимого не была доказана. В частности, "Томскнефть" требовала восемь миллиардов рублей, а Росимущество - три миллиарда рублей. Также иски были заявлены налоговой инспекцией и тремя физлицами-акционерами.

С другой стороны, прекращение дела по нереабилитирующим обстоятельствам не позволит Алексаняну требовать компенсации за время, проведенное в заключении, и за отсутствие надлежащего медицинского ухода, причинившее ущерб его здоровью.

В ближайшее время будет снят арест с имущества Алексаняна, которое находилось под особым надзором в качестве обеспечения по искам. Кроме того, ему вернут 50 миллионов рублей залога, которые, в свою очередь, получат те, кто в декабре 2008 года перечислил средства на специальный счет в банке: этих людей специально просили не делать взносы анонимно, чтобы потом им можно было вернуть деньги.

В ближайших планах Алексаняна числится отъезд на лечение за границу. Уже известно, что ему поступило приглашение от британских специалистов. Кроме того, Алексанян проходит свидетелем по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, но его участие в этом процессе остается под сомнением.

Алексанян стал первым из топ-менеджеров "ЮКОСа", подвергшихся уголовному преследованию, дело которого не завершилось обвинительным приговором. Но вряд ли в его случае можно говорить о новой тенденции "басманного правосудия" или хотя бы о смягчении его нравов. Просто у обвинения и суда не осталось иного выхода.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15