Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Первый барьер Бронислава Коморовского и Ярослава Качиньского ждет второй тур выборов

Прошедшие 20 июня в Польше досрочные выборы не смогли выявить однозначного лидера, так как ни один из трех кандидатов не смог набрать более 50 процентов голосов. Таким образом, главному фавориту либеральных политических сил Брониславу Коморовскому, временно исполнявшему обязанности президента после трагической гибели предыдущего главы государства, не удалось с первой попытки обойти своего главного противника - Ярослава Качиньского.

Многообещающее начало

Без сомнения, подобный исход выборов оказался для лидера "Гражданской платформы" Бронислава Коморовского неожиданным. Несмотря на то, что из-за гибели в авиакатастрофе предыдущего президента страны Леха Качиньского ему пришлось проводить свою предвыборную кампанию в спешке, большинство экспертов прочили спикеру польского сейма победу над братом покойного главы государства - Ярославом Качиньским.

О том, что следующим главой государства может стать именно Коморовский, эксперты говорили еще до гибели Леха Качиньского. В процессе подготовки к президентским выборам, которые по графику должны были состояться осенью текущего года, перспективы лидера "Гражданской платформы" оценивались как самые многообещающие.

Действительно, в течение длительного времени его политический рейтинг оставался стабильно высоким. Так, по результатам опросов, проведенных в конце марта 2010 года, за Коморовского свои голоса были готовы отдать около 60 процентов избирателей.

Еще больше уверенности в победе спикеру сейма придавало также и неумолимое падение рейтингов действовавшего президента - Леха Качиньского. Недовольство польского общества вызывало то, что президент-консерватор не мог выстроить эффективные отношения ни с партнерами по Евросоюзу, ни тем более с Россией, о которой он, вступая в должность, говорил, что "ездить туда вообще не надо". Помимо этого, рейтинг президента также подрывало и то, что за время его правления наблюдался стабильный рост внешнего долга страны. На это обстоятельство Польше неоднократно указывали эксперты Еврокомиссии, однако партия братьев Качиньских "Закон и справедливость" отказывалась изменить свою платформу, утверждая, что увеличение объема внешних заимствований не может подорвать экономику страны.

Таким образом, можно сказать, что в глазах большинства аналитиков, да и простых граждан, победа Коморовского была уже, практически, решенным делом. Однако, авиакатастрофа 10 апреля 2010 года под Смоленском, унесшая жизни не только Леха Качиньского и его супруги, но и еще 94 видных политических и общественных деятелей и представителей военного командования страны, внесла свои коррективы в расстановку сил на польском политическом фронте.

Упреждающий удар

Ярослав Качиньский с внучкой Леха Качиньского на избирательном участке. Фото (c)AFP

Ярослав Качиньский с внучкой Леха Качиньского на избирательном участке. Фото (c)AFP

Lenta.ru

После Смоленска на Коморовского, по закону занявшего пост временно исполняющего обязанности президента, в одночасье легло огромное количество обязанностей, связанных с разрешением возникшего кризиса. При этом, помимо контроля за ходом расследования катастрофы, ему пришлось руководить работами по устранению тяжелейших последствий наводнений, затопивших Польшу в мае - июне, совокупный ущерб от которых был оценен примерно в 2 миллиарда долларов США.

Этим не преминул воспользоваться главный оппонент Коморовского, Ярослав Качиньский. Он поспешил обвинить противника в безответственности и неумении эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, в ходе предвыборной кампании Качиньский не брезговал и другими приемами.

Так, за две недели до выборов он обвинил Коморовского в намерении приватизировать систему государственного здравоохранения. Несмотря на то, что предвыборный штаб кандидата от "Гражданской платформы", обратившись в суд с иском о клевете, выиграл дело против Качиньского, резонанс от произошедшего остался. В совокупности с тем, что одним из принципов сокращения государственного долга, прописанного в предвыборной программе партии Коморовского, является повышение налогов и сокращение бюджетных расходов, обвинения Качиньского могли "оттянуть" у его противника часть голосов.

Кроме того, после гибели брата на сторону Качиньского встала часть патриотически настроенных граждан, глубоко переживающих произошедшее и выступающих за сохранение стабильности в стране. Возможно, что одним из факторов внутриполитического равновесия эта часть избирателей считает преемственность консервативного курса Леха Качиньского, которую может обеспечить его брат. Ярослав Качиньский, в свою очередь, стимулирует ностальгические настроения в обществе, широко освещая в средствах массовой информации свои визиты на могилу погибшего президента.

После подсчета результатов голосования, в котором Коморовский набрал 41,2 процента голосов, а Качиньский - 36,7 процента, многие аналитики заговорили о поражении либерального кандидата. В то же время, говорить об этом до 4 июля, на которое назначен второй тур, еще рано: как показали недавние события в польской политической жизни, расстановка сил может измениться в любой момент. В частности, теперь многое будет зависеть от избирателей, поддержавших третьего кандидата в президенты - представителя левой оппозиции Гжегожа Наперальского. Учитывая, что за него было подано почти 14 процентов голосов, его позиция может решить исход второго тура.

Анна Зотова

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше