Вводная картника

Дотянуться до звезд

Российский кинорынок хочет идти вперед, но не может

Культура

Традиционно российский кинорынок причисляют к развивающимся, обещая ему светлое будущее. На фоне снижения посещаемости кинотеатров по всему миру, однако, возникает естественный вопрос: действительно ли у нашего рынка есть шанс перейти из развивающихся в развитые, став важной мировой площадкой, с которой будут считаться основные мировые производители? Последние несколько месяцев показывают, что зритель к этому уже готов, а вот готов ли бизнес - пока неясно.

Сухие факты

Начнем со статистики. Не ясно, стал ли российский зритель больше ходить в кино или просто жители других стран в наше время меньше интересуются главнейшим из искусств, но факт остается фактом - россияне за последние полтора-два месяца неожиданно показали себя одними из самых активных потребителей кинопродукции за пределами Северной Америки.

Начнем с майского релиза - римейка "Кошмара на улице Вязов". Этот фильм, показавший крепкие результаты в прокате (при бюджете в 35 миллионов он собрал около 100), вышел на экраны кинотеатров за пределами США на неделю позже, чем дома. И уже в первую неделю проката в России лента собрала 3 миллиона долларов, что составляет около половины от 6,5 миллиона сборов за пределами США.

Следующим в нашем списке идет "Алиса в Стране Чудес", суммарные мировые сборы которой, кстати, превысили миллиард долларов (до "Алисы" этот заветный рубеж с девятью нулями пересекали всего пять картин: "Аватар", "Титаник", "Властелин колец: Возвращение короля", "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца" и "Темный рыцарь"). Из этого миллиарда 333 миллиона долларов приходятся на США, а 667 - на другие страны. Так вот, в России фильм собрал более 42 миллионов долларов - больше, чем на отечественном рынке, "Алиса" заработала только в Японии (125 миллионов), Великобритании (64 миллиона) и Франции (45 миллионов).

Еще одним фильмом, пришедшимся по душе российскому зрителю, стал "Принц Персии: Пески времени", вышедший на экраны кинотеатров в начале июня. В настоящее время фильм собрал в российском прокате 16 миллионов долларов - больше, чем в любом другом за пределами Соединенных Штатов. Помимо "Принца" хорошо себя в российском прокате показали "Секс в Большом городе" (Россия уступила лишь Великобритании и Германии, правда, с очень солидным отрывом) и "Команда А", которая больше, чем россиянам, понравилась только австралийцам.

Однако главным рекордсменом последнего времени безусловно стал "Шрек навсегда". Картина о кризисе среднего возраста зеленого огра произвела на российском рынке небольшую революцию - в первый уикенд проката ей удалось побить аналогичный результат "Аватара" - абсолютного рекордсмена российского проката. В настоящее время фильм собрал 49 миллионов долларов и занимает третью строчку в списке самых кассовых фильмов в российском прокате. В ближайшее время он, вероятно, обгонит занимающую второе место "Иронию судьбы. Продолжение", от которой его отделяет меньше миллиона долларов ("Аватар" с его фантастическими 114 миллионами, занимающий первое место, останется вне досягаемости).

Наш рынок

1. "Аватар" (114 миллиона долларов)


2. "Ирония судьбы. Продолжение (49,9 миллиона долларов)


3. "Шрек навсегда" (49 миллионов долларов)


4. "Ледниковый период 3: Эра динозавров" (44,6 миллиона долларов)


5 "Алиса в стране чудес" (42,1 миллиона долларов)

Итак, статистика говорит нам, что зрители хотят ходить в кино. Однако, помимо этого, приведенные факты обнажают главную проблему нашего кинорынка - его малый размер. Да, россияне готовы тратить свои кровно заработанные в кинотеатрах, но делать это им банально негде - в России сейчас работают менее 2 тысяч экранов (в США - около 38 тысяч экранов). Именно увеличение количества кинозалов - первоочередная задача, которую необходимо решить для обеспечения стабильного роста рынка (а есть еще и другие, например, связанные с продажей билетов, но они не так важны).

Сейчас в России уже на вторую неделю проката сборы типичного фильма падают на 50-60 процентов. Скорее всего, это связано с тем, что многие кинотеатры, особенно имеющие один-два зала, вынуждены часто обновлять свой репертуар (хотя, конечно, не исключено, что большинство россиян предпочитает смотреть фильмы в первую неделю их проката или не смотреть их вовсе). Увеличение количества экранов позволит продлить прокатную жизнь фильмов, а следовательно, и приносимую ими прибыль - основной фактор развития индустрии.

Примечательно, что именно увеличение количества экранов является одним из основных пунктов плана, предложенного недавно Минэкономразвития и консалтинговой компанией McKinsey. По расчетам этой авторитетной компании, увеличение количества экранов до 4000 позволит увеличить среднюю выручку фильма с 9,7 до 15,9 миллиона долларов.

Что дальше?

А что же наши компании? Готовы ли они решать задачи, которые перед ними ставит рынок? Непохоже, что это так. Например, на строительство дополнительных экранов деньги, вероятно, будет тратить государство, а не дистрибьюторы (речь идет о сумме в 450 миллионов долларов).

Однако, вопреки здравому смыслу и жизненному опыту, хотелось бы закончить статью на оптимистической ноте. Быть может, капитаны кинобизнеса обратят внимание на имеющиеся в свободном доступе цифры и сочтут, наконец, что пришла пора строить кинотеатры и делать фильмы. Благо зритель к этому уже готов.

Андрей Коняев

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности