Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Нашли время Солдаты украли кредитки жертвы крушения польского Ту-154

Вдова генерального секретаря польского Совета по охране памяти борьбы и мученичества Анджея Пшевозника неожиданно для самой себя обнаружила, что уже после гибели ее мужа в авиакатастрофе под Смоленском с его банковских карт сняли около полутора тысяч евро. В ходе совместного расследования российских и польских спецслужб нашлись виновные. Ими оказались четверо военнослужащих смоленской части, стоявшие 10 апреля в оцеплении. Солдаты улучили момент и подобрали четыре пластиковых карты, которыми воспользовались чуть позже в тот же день.

О пропаже кредиток с места катастрофы под Смоленском стало известно 6 июня, хотя расследование этого дела началось в конце апреля. Информация скрывалась по вполне понятным причинам. Во-первых, расследованием занимались российская Федеральная служба безопасности и Агентство внутренней безопасности Польши, а эти ведомства не слишком настроены на огласку своей работы. Во-вторых, громкое слово "мародерство" играет не на пользу имиджу России, и так приложившей все усилия, чтобы у поляков не возникало сомнения в сопереживании их утрате.

Рассказал о пропаже кредиток пресс-секретарь правительства Польши Павел Грась. С его слов получалось, что мародерством на месте катастрофы занимались сотрудники ОМОНа или внутренних войск МВД, то есть по сути милиционеры. Также Грась рассказал, что их уже задержали.

В МВД от таких новостей немного опешили и тут же поспешили слова польского пресс-секретаря опровергнуть. В частности, представитель УВД Смоленской области Николай Турбовец заявил, что милиционеры никак не могли присвоить себе что-либо из вещей погибших и воспользоваться картами в день крушения, потому что чуть ли не круглосуточно дежурили на месте событий. Также он отметил, что все документы и ценные вещи жертв катастрофы изымались следователями в присутствии польских дипломатов и представителей прокуратуры. Грась, кстати, впоследствии принес извинения за неточную информацию и несправедливые обвинения.

Спустя два дня после громогласного заявления пресс-секретаря польского правительства волна слухов была прибита на корню официальным представителем Следственного комитета при прокуратуре Владимиром Маркиным. Как выяснилось, карточки историка Пшевозника действительно были украдены, а совершили акт мародерства четверо солдат-срочников части номер 06755, которых направили на место крушения стоять в оцеплении. Каким-то образом им удалось улучить удобный момент и поднять с земли бумажник или сумку польского чиновника, пока неизвестно, так как обстоятельства кражи не разглашаются.

Анджей Пшевозник. Фото <a href=http://en.wikipedia.org/wiki/File:Andrzej_Przewoznik.JPG target=_blank>Мариуша Кубика</a>

Анджей Пшевозник. Фото Мариуша Кубика

Lenta.ru

Отстояв свое, солдаты Игорь Пустовар, Артур Панкратов, Сергей Сыров и Юрий Саньков отправились в город и воспользовались добычей. Одну из карт (всего их было четыре) банкомат "зажал" - по всей видимости, военнослужащие попытались подобрать пин-код и превысили лимит неудачных попыток. После шести попыток покорить банкоматы они перешли к покупкам в магазинах и через интернет. Если с интернетом все понятно - для заказа достаточно иметь на руках карту, то факт шопинга в обычных магазинах вызывает некоторые вопросы. В частности, не очень понятно, каким образом российские военнослужащие, не вызывая подозрение у персонала, что-то покупали по иностранным банковским картам на имя гражданина Польши.

Каким-то образом о неожиданной находке солдат узнало начальство части и сообщило куда следует - в ФСБ. Вскоре благодаря плодотворному сотрудничеству российских и польских спецслужб вся картина преступления была установлена, а подозреваемые задержаны. По факту происшествия возбуждено уголовное дело по статье 158 часть 2 пункт "а" УК РФ ("кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору"), а 8 июня Пустовару, Панкратову, Сырову и Санькову предъявили обвинения.

Собственно, расследование ФСБ и польские спецслужбы вели параллельно - когда Агентство внутренней безопасности обратилось к российским коллегам за содействием, практически все обстоятельства происшествия были уже установлены.

В общей сложности солдаты потратили, по данным следствия, 60 тысяч 345 рублей. Министерство обороны уже пообещало после решения суда компенсировать ущерб, хотя для вдовы Анджея Пшевозника это вряд ли станет утешением. Извиниться Минобороны решило тоже только после официального признания вины военнослужащих. Они сами, впрочем, уже во всем признались, и вопрос вынесения вердикта остается делом процессуальной техники.

После задержания солдаты были отпущены под наблюдение командования части. Польские таблоиды по этому поводу негодуют, требуя для "гиен" (так мародеров назвало издание Super Express) ареста и чуть ли не немедленной расправы, однако в данной ситуации вряд ли стоит ожидать, что виновники останутся безнаказанными.

Стоит отметить, что почти все участники неприятного инцидента знакомы с судом не понаслышке. Сыроев привлекался за грабеж, Саньков - за кражу, а Панкратов был судим по статье 186 ("изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг"). Вся сложившаяся ситуация довольно наглядно иллюстрирует, кто именно идет служить в армию и охраняет военные аэродромы.

Катастрофа под Смоленском стала тяжелейшим ударом для Польши, в считанные секунды потерявшей первых лиц страны. Неприятно она ударила и по репутации России, особенно в свете того, что польская делегация летела в Смоленск для траурных мероприятий в Катыни, где были расстреляны 14 тысяч польских офицеров. По сравнению с масштабом случившейся беды проступок четырех военных с нарушенным восприятием норм морали и этики кажется мелким инцидентом, однако он как заноза - пока не вытащишь, будет отравлять жизнь.

Павел Борисов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше