Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Что-то пошло не так Почему в России провалилась Стратегия-2010

Стратегия-2010, которую 10 лет назад предложил Центр стратегических разработок под руководством Германа Грефа, в начале XXI века казалась утопией. К середине его первого десятилетия стало казаться, что удвоение ВВП, базовая задача стратегии, вполне выполнима – экономика страны уверенно росла по 5-7 процентов в год. Кризис вернул все на свои места: к 2010 году оказалось, что стратегия не выполнена и наполовину, причем затормозили ее именно "хлебные годы": при большом количестве денег проводить реформы оказывается сложнее, чем при дефиците бюджета.

Стратегия-2010, создававшаяся в конце 1999 года, носила не совсем официальный характер и никогда не рассматривалась правительством как основополагающий документ. Тем не менее, для страны она была чрезвычайно важна: после кризиса 1998 года это был первый полномасштабный план развития на десятилетие вперед. Переход к среднесрочному планированию, как стало понятно в дальнейшем, вообще стал одной из основных заслуг правительства 2000-х: планы, сверстанные по принципу "нам бы день простоять, да ночь продержаться", остались в 1990-х годах.

Документ Центра стратегических разработок является ключевым для понимания мировоззрения властей начала 2000-х еще и потому, что писали его экономисты, которые при Владимире Путине стали управлять российской экономикой. Как отмечает газета "Коммерсант", большинство экспертов, причастных к программе, побывали "членами властной команды", но только в 2000-2002 годах. До 2010 года у политического руля удержались совсем немногие: даже сам Герман Греф потерял место в правительстве и теперь во главе Сбербанка пытается отстаивать интересы банкиров.

В Стратегии-2010 сочетались конкретные прогнозы с абстрактными высказываниями. С одной стороны, именно в ней было сказано об удвоении ВВП за десять лет, с другой – в Стратегии оказались и фразы наподобие той, что вынесена в эпиграф. Из-за такого сочетания довольно сложно определить, насколько все-таки цели и задачи Стратегии были выполнены. Как, например, понять - возобладало ли в России "оптимистическое мировосприятие" или нет?

Или вот еще цитата из Стратегии: "Достижение этих целей невозможно без предельного раскрепощения общества, самореализации каждого гражданина, позволяющего включить его внутренние источники развития". Включились ли внутренние источники развития? Раскрепостились ли россияне? Ответы на эти вопросы, надо полагать, у каждого конкретного человека будут свои.

Тем не менее, в Центре стратегических разработок 1 июня заявили, что Стратегия выполнена на 36 процентов. Герман Греф был чуть более оптимистичен - он назвал цифру в 40 процентов. Что же у власти получилось, а что было провалено?

Успехи

По словам Германа Грефа, основные достижения правительства - формирование Бюджетного кодекса и проведение налоговой реформы. С этим сложно поспорить: переход на плоскую шкалу подоходного налога в 13 процентов принес бюджету огромное количество средств, причем (что особенно важно) - не нефтегазовых. По словам Владимира Путина, со времени введения плоской шкалы поступления в бюджет от налога выросли в 12 раз. "Весь мир нам завидует. Я знаю, что я говорю", - убеждал депутатов премьер в апреле 2009 года.

Любопытно, что в Стратегии-2010 уже содержатся такие слова, как "модернизация" и "инновационная экономика" - те самые, с которыми ассоциируется нынешний президент России Дмитрий Медведев. Так что "модернизацию" можно считать этаким "долгостроем" - не исключено, что она и дальше будет переходить из одной стратегии в другую.

Изменилось и многое другое: Россия получила инвестиционный рейтинг, а ее экономика стала восприниматься, пусть и со всеми оговорками, как рыночная. Наконец, того самого удвоения ВВП удалось достичь - правда, только по паритету покупательной способности. По остальным показателям вмешался кризис, но если бы кредитный пузырь лопнул на пару лет позже, Владимир Путин смог бы с гордостью отчитаться о достижении результата, который 10 лет назад казался утопичным.

Впрочем, с точно таким же успехом можно говорить и о том, что если бы цены на нефть оставались такими, как в 1990-е, ни о каком удвоении ВВП невозможно было бы и мечтать. В первой половине 2000-х бюджет верстался из расчета цены на нефть в 20-27 долларов, а сейчас России для бездефицитного бюджета не хватает и 70-80 долларов: по словам Кудрина, бездефицитным бюджет-2010 мог быть только при ценах в 95 долларов. Это означает, что рост благосостояния практически полностью зависит от расходов, связанных именно с экспортом углеводородов.

Провалы

Перечислять все то, что планировали сделать экономисты 10 лет назад и чего они не сделали, можно довольно долго. Остановимся на главном: где общественные институты? Где развитие местного самоуправления? Где безусловность исполнения законов? Где, наконец, повышение конкурентоспособности российской экономики? Как и 10 лет назад, Россия остается сырьевой страной с зашкаливающим уровнем коррупции.

Не удалось и снизить долю государства в экономике: реформирование естественных монополий было осуществлено лишь частично, а с инвестиционной привлекательностью России для иностранцев все стало только запутаннее. То есть, конечно, переговоры с иностранцами стали цивилизованнее, но до сих пор никто не застрахован от того, что если государству понадобится какой-нибудь актив, особенно в сфере добычи нефти и газа, то оно его тем или иным способом получит.

Не вступила Россия и во Всемирную торговую организацию. Убыточные предприятия в стране (например, "АвтоВАЗ") по-прежнему работают из-за того, что в регионах больше не к чему пристроить людей.

"Однажды мы с Германом Оскаровичем чуть друг друга не побили - за грудки хватали", - заявил Алексей Кудрин, вспоминая споры с Грефом о пошлинах на экспорт нефти (цитата по "Ведомостям").

Гораздо интереснее, впрочем, не перечислять все эти давно известные факты, а понять, почему это произошло. Подводя итоги десятилетия, экономисты Центра стратегических разработок сошлись на том, что власти не хватило сил для политических реформ. Лучше всего высказался Алексей Кудрин: "Мы не провели черту ответственности власти. В итоге, пока первое лицо не включится, ничего не произойдет".

Он же продолжил свою мысль с указанием уже конкретных имен: "Работа правительства состоялась благодаря Путину. Его главная заслуга - он решил, что нужно доверять Грефу, Набиуллиной, Кудрину, Козаку, Шувалову и другим; он каждое решение пропускает через себя, выслушивает всех многократно - много раз нас с Грефом разнимал". То есть заслуга заслугой, а вообще-то для экономики полезнее, когда вся власть не сосредоточена в одних руках.

Есть и другие причины. Слишком высокие цены на нефть привели к тому, что чиновники предпочитали не экономить и не проводить реформы, а тратить легко полученные средства. У некоторых реформ просто не оказалось лидеров, в результате чего непопулярные, но правильные решения не были доведены до исполнения.

Стратегия-2020

В конце 2008 года в России была принята "Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года" (ознакомиться с ней можно, например, тут). В отличие от "Стратегии-2010", этот план уже имеет статус официального.

Задачи его гораздо более амбициозны, чем у предыдущего десятилетнего плана. В частности, производительность труда в стране должна увеличиться в 3-5 раз, ВВП на душу населения – с 13,9 до 30 тысяч долларов, а средняя зарплата по стране – до 2700 долларов. Впрочем, без выполнения реформ, запланированных еще 10 лет назад, эту концепцию ждет судьба "Стратегии-2010": в 2020 году чиновники могут точно так же собраться и констатировать, что удалось решить лишь 40 процентов всех задач.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше