Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

"Миранда" для Файзала Шахзада Неудачливый террорист чуть не улетел из Нью-Йорка в Дубай

Через два дня после того, как на Таймс-сквер в Нью-Йорке обнаружили неумело сделанное взрывное устройство, в аэропорту Кеннеди был арестован мужчина по имени Файзал Шахзад. Сомнений в том, что за неудачной попыткой теракта стоял именно он, у следователей нет, да и сам Шахзад дал признательные показания. Однако истинные мотивы и цели этого человека остаются не вполне ясными.

Первыми ответственность за попытку теракта в центре Нью-Йорка взяли на себя боевики пакистанского крыла движения "Талибан". Однако их заявление было встречено следователями с разумными сомнениями - оно могло быть сделано для того, чтобы в очередной раз привлечь к себе внимание, а заодно и сбить ФБР со следа. Впрочем, след был свежим и верным. Бомба была заложена в автомобиле Nissan Pathfinder, припаркованном на 45-й улице. Номерные знаки на машине оказались поддельными - их, по всей видимости, украли из авторемонтной мастерской, однако по уникальному номеру на двигателе довольно быстро удалось установить бывшего владельца транспортного средства.

Как выяснилось, примерно за три недели до теракта бывший хозяин внедорожника, проживающий в Коннектикуте, продал его за скромную сумму в 1300 долларов некому мужчине, который выглядел то ли как выходец с Ближнего Востока, то ли как латиноамериканец. Продавец не знал его имени, зато довольно скоро это имя стало известно агентам ФБР. До ареста подозреваемого оно не попало в СМИ; известно было лишь, что это натурализованный гражданин США, родившийся в Пакистане и недавно посещавший родные края.

Днем 3 мая пассажирский самолет, который должен был вылететь из Нью-Йорка в Дубай, развернули прямо на взлетно-посадочной полосе. Пассажиров высадили, а одного из них арестовали. Им оказался 31-летний Файзал Шахзад, сын бывшего военного летчика из Пакистана, выходец из довольно обеспеченной семьи, проживавший в США с 1998 года и получивший американское гражданство в 2009 году.

Биография Шахзада выглядит вполне благопристойно: степень бакалавра в области IT в Университете Бриджпорта, потом MBA в том же учебном заведении, работа по специальности, семья, ребенок. Единственный сомнительный штрих - в 2009 году выходец из Пакистана чуть не лишился дома из-за просроченных выплат по кредиту. Но в таком положении в результате рецессии оказались тысячи американских семей. Получается, что Файзал Шахзад благополучно ассимилировался в США и вел нормальный образ жизни. Причин всерьез обидеться на государство у него не было - по крайней мере, их не видно на первый взгляд.

После публикации имени предполагаемого террориста в СМИ попала фотография некого Файзала Шахзада, взятая с личной страницы мужчины в социальной сети Facebook. Впоследствии оказалось, что это был не тот Шахзад , а всего-навсего его полный тезка. По мнению журналистов Christian Science Monitor, этот эпизод стал еще одним доказательством того, что использовать непроверенную информацию из социальных сетей по меньшей мере непрофессионально, да еще и чревато необоснованными обвинениями в адрес непричастных к терроризму людей.

Дом Файзала Шахзада. Фото (c)AFP

Дом Файзала Шахзада. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Что делать с таким странным подозреваемым и как его допрашивать, было непонятно. Так, уже второй день в американской прессе обсуждается вопрос о том, следовало ли зачитывать Файзалу Шахзаду "Миранду". Текст "правила Миранды" хорошо знаком любителям фильмов о нелегких буднях американских полицейских: "Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть и будет использовано против вас в суде. Вы имеете право на присутствие адвоката на допросе. Если вы не можете оплатить его услуги, защитника предоставит государство. Вы понимаете эти права?" Цель ознакомления арестованных с этой формулой заключается в том, чтобы они знали о праве не свидетельствовать против самих себя. Надо добавить, что вопреки распространенному стереотипу, "Миранду" представители властей цитируют не в тот момент, когда надевают на арестованного наручники, а непосредственно перед тем, как начать допрос.

Вопрос о том, зачитывать ли "Миранду" террористам, остается для властей США болезненным. Политики-республиканцы убеждены в том, что подозреваемые в терроризме, ознакомленные с этим правилом, не расскажут на допросе вообще ничего, чем сильно помешают ходу расследования. Однако летом 2009 года появились слухи о том, что президент-демократ Барак Обама приказал агентам ФБР зачитывать "правило Миранды" всем, включая членов террористических организаций, арестованных за границей. Сообщалось также, что эта инициатива не афишируется.

Бывший соперник Обамы сенатор Джон Маккейн, услышав про арест Шахзада, заявил, что выступает против ознакомления этого человека с его правами до того момента, пока не выяснится в деталях, что произошло. Как стало известно впоследствии, сомнения возникли и у агентов, проводивших операцию. Файзалу Шахзаду рассказали о праве хранить молчание только после нескольких допросов, в ходе которых он вел себя довольно открыто и выражал готовность сотрудничать со следствием. Та часть его рассказа, которая уже обнародована властями, выглядит противоречиво: с одной стороны, если верить Шахзаду, сообщников у него не было и ни к каким террористическим группировкам он не принадлежит, а с другой - мужчина прошел подготовку в лагере боевиков в Вазиристане. Северном или Южном - не уточняется. А главное - даже если он что-то рассказал следователям о мотивах своих действий, это пока не разглашается.

По словам специалистов, изготовленная Шахзадом бомба была собрана настолько непрофессионально, что могла бы служить наглядным пособием по теме "Как не надо делать взрывные устройства". Да и изготовлена она была из подручных материалов, что косвенно подтверждает версию, согласно которой у террориста не было сообщников - по крайней мере, в США. И у кого бы выходец из Пакистана ни учился взрывному делу, он явно не был способным учеником. Эксперты считают, что обучению могли помешать активные ракетные обстрелы территории Пакистана, которые американские военнослужащие ведут уже несколько месяцев: боевики лишились лидеров, они разрознены и плохо подготовлены. Но это не значит, что они не представляют опасности. Ведь даже взрывное устройство Шахзада убило бы несколько человек, если бы все-таки сработало.

Внимание прессы привлекли и странные обстоятельства ареста подозреваемого. Журналистов волнует вопрос - если его имя было известно и передано по всем каналам спецслужб, каким образом ему удалось вообще зарегистрироваться на рейс и подняться на борт самолета?

Представители спецслужб утверждают, что с того самого момента, как имя подозреваемого оказалось установлено, за Файзалом Шахзадом начали тайно следить. Вероятно, агенты рассчитывали, что Шахзад выведет их на возможных сообщников. Однако этого не произошло. Сотрудники аэропорта не успели вовремя обновить информацию в компьютерной системе, и террорист чуть не улетел. Сотрудники ФБР, впрочем, успокаивают американцев и говорят, что такое не могло случиться.

Здесь возникает еще несколько вопросов. Почему Шахзад попытался улететь не 1 мая, а только через два дня? Почему он не воспользовался поддельными документами? Объяснить это можно разве что нехваткой у начинающего террориста ресурсов и связей. По делу о теракте задержаны и допрашиваются несколько человек в самом Пакистане, но их причастность к попытке подрыва автомобиля на 45-й улице пока остается недоказанной.

Если выяснится, что Файзал Шахзад является не членом террористической организации, а неопытным одиночкой, действовавшим во многом наугад и наудачу, то это еще не повод вздохнуть с облегчением. Ведь если даже такому неумелому боевику удалось пригнать в сердце Манхэттена заминированный внедорожник, а потом сесть на самолет в ОАЭ, у американских спецслужб есть причины задуматься об ужесточении мер безопасности.

Юлия Савицкая

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше