Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Последние почести Шерпы отправятся на Эверест за телами погибших альпинистов

1 мая 2010 года экспедиция из 20 шерпов отправится на Эверест, но не с целью очередного покорения самой высокой горы в мире, а для уборки мусора, который регулярно оставляют после себя альпинисты. Также у экспедиции есть и еще одна цель, менее прозаичная: шерпы собираются спустить с высоты более 8 тысяч метров над уровнем моря тела пяти альпинистов.

На Эвересте за всю историю попыток человека взобраться на главную вершину Земли погибли около 300 человек, и тела большинства из них так и лежат на заснеженных склонах гималайской горы. Спуск погибших, если для этого не снаряжается специальная экспедиция, практически невозможен, и поэтому группы альпинистов обычно оставляют своих менее удачливых товарищей лежать на склоне. Самой опасной является так называемая "мертвая зона", то есть высота от 8000 метров и выше; именно там из-за недостатка воздуха, усталости и непогоды чаще всего гибнут альпинисты.

Одним из первых известных путешественников, чья жизнь прервалась при восхождении на Эверест, стал англичанин Джордж Мэллори. К Гималаям он присматривался неоднократно и поставил себе цель составить подробную карту окрестностей Эвереста. В 1922 году он добрался до высоты 8300 метров (вершина Эвереста находится на высоте 8848 метров над уровнем моря), но экспедицию пришлось свернуть из-за гибели под лавиной семи альпинистов.

Спустя два года Мэллори с молодым альпинистом Эндрю Ирвином предпринял свою последнюю попытку взойти на Эверест. Один из наблюдателей увидел их в бинокль на высоте 8500 метров, после чего вершину горы закрыли облака. Больше ни Мэллори, ни Ирвина никто живыми не видел. Есть все основания полагать, что альпинистам все же удалось в 1924 году, почти за тридцать лет до следующей успешной попытки, добраться до самой высокой точки планеты и погибли они уже на обратном пути. Тело Мэллори обнаружили только в 1999 году на высоте 8155 метров и похоронили на Эвересте. Останки Ирвина не найдены до сих пор.

Джордж Мэллори, отвечая на вопрос о том, почему он так стремится взобраться на Эверест, однажды воскликнул: "Потому что он существует!".

Восхождение Мэллори показало истинную цену покорения Эвереста. Только в 1953 году Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей, члены хорошо подготовленной экспедиции Джона Ханта (одних только носильщиков-шерпов в ней насчитывалось более 300 человек), смогли стать первыми людьми, успешно взобравшимися на Эверест и сумевшими покинуть гору живыми. Хиллари, кстати, впоследствии заявлял, что даже если его предшественник Мэллори достиг вершины Эвереста, то все равно гору он не покорил, так как не сумел спуститься.

С течением времени Эверест из испытания для самых сильных превратился во что-то вроде туристического маршрута повышенной экстремальности, и это изменение в отношении к горе привело к существенному увеличению числа погибших альпинистов. Основными причинами, по которым покорители Эвереста остаются лежать на склонах, являются банальная физическая неподготовленность и опрометчивые и самонадеянные решения.

Показательным примером является история россиянина Сергея Арсентьева и его американской жены Френсис Дистефано. В 1998 году они собирались совершить совместное восхождение, причем Дистефано должна была стать второй в истории женщиной, добравшейся до вершины Эвереста без использования кислородных баллонов. 22 мая они достигли вершины, но при спуске потерялись. Арсентьев сумел добраться до лагеря, а Дистефано не рассчитала силы и осталась в горах на высоте 8200 метров на так называемую "холодную ночевку", то есть провела ночь без какого-либо укрытия. На следующие сутки ее обнаружила узбекская экспедиция, но то ли просто прошла мимо, то ли сочла, что помочь женщине уже нельзя. Тем не менее, альпинисты после восхождения сообщили Арсентьеву, что видели его жену, и он ушел в горы искать Френсис. Обратно он не вернулся.

Подобных историй довольно много. Несмотря на расхожее мнение о том, что в горах царит атмосфера взаимовыручки, экспедиции крайне редко прерывают ради того, чтобы спустить в лагерь очередного сбившегося с пути или смертельно уставшего и ошалевшего от нехватки кислорода альпиниста. Так, в 2006 году мимо погибающего альпиниста-одиночки Дэвида Шарпа прошли сорок человек.

В их числе был и Марк Инглис, взобравшийся на Эверест с ампутированными конечностями. История с Шарпом существенно подпортила репутацию его подвига, однако сам Инглис утверждал, что ничего не мог сделать для альпиниста, отправившегося покорять Эверест без кислорода, помощи шерпов и даже без рации.

Тела Шарпа, Арсентьева, Дистефано и многих других альпинистов, которым не посчастливилось спуститься с Эвереста, еще долгое время будут встречать экспедиции на главную вершину мира и напоминать о том, каких жертв требует ее покорение.

Среди самих альпинистов отношение к тому, что останки их коллег долгие годы, а то и десятилетия, лежат на склонах Эвереста, двоякое. Кто-то снаряжает экспедиции для спуска тел своих товарищей, чтобы предать их земле по всем правилам. Такое поведение, кстати, широко распространено среди российских альпинистов. Покорители горных вершин из США и их семьи зачастую считают, что лучшим последним пристанищем для альпиниста является склон не отпустившей его горы. Но основным фактором, конечно, остается не этическая, а экономическая сторона вопроса - спуск одного тела обходится как минимум в 60 тысяч долларов.

Народность шерпов, близкая к тибетцам, проживает в горных районах Гималаев на высоте около 4000 метров над уровнем моря и благодаря этому хорошо приспособлена к восхождениям. Шерпы традиционно сопровождают путешественников во время восхождений на Эверест и выполняют роль носильщиков и ассистентов. Стоимость услуг одного шерпы колеблется от 4 до 6 тысяч долларов. Самый известный шерпа Аппа добирался до вершины Эвереста 19 раз.

В отношении мусора, который оставляют после себя не только мертвые, но и живые, никаких моральных разногласий, к счастью, быть не может, и его на Эвересте быть не должно. Но сказать проще, чем сделать. Несмотря на различные ограничительные меры (власти Непала, например, берут большой залог за кислородные баллоны) популярные маршруты "мертвой зоны" Эвереста обильно "украшены" брошенными палатками, уже упомянутыми баллонами, которые альпинисты оставляют на обратном пути, и другим мусором.

Нынешняя экспедиция шерпов планирует убрать из "мертвой зоны" до трех тонн оставленного альпинистами снаряжения. В зоне их маршрута восхождения - а экспедиция собирается заняться очисткой южного склона Эвереста - лежат тела пяти альпинистов, и шерпы как минимум планируют спустить их с горы.

Стоит отметить, что усилия по уборке Эвереста предпринимаются не впервые. С начала 2000-х годов японские экспедиции альпиниста Кена Ногучи неоднократно спускали чуть ли не по десять тонн мусора, аналогичные меры предпринимали китайские команды. Из базовых лагерей, расположенных на два километра ниже "мертвой зоны", отходы вывозят постоянно. В то же время такие уборочные мероприятия никогда не ставили своей целью спуск тел погибших.

Среди альпинистов есть расхожий анекдот, который оканчивается фразой: "И когда мы наконец добрались до вершины Джомолунгмы, там нас ожидала палатка, заботливо разбитая накануне десятью шерпами". Тут получается примерно то же самое - альпинисты платят большие деньги за покорение главной вершины мира, спускаются с нее без сил (а то и гибнут по дороге), а убирать за ними приходят шерпы, для которых Эверест не опасный аттракцион, а родной дом.

Павел Борисов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше