Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

За бортом Причиной гибели южнокорейского корвета назван загадочный взрыв

После недели спасательных работ и двух недель работ по подъему фрагментов затонувшего южнокорейского корвета "Чхонан", следователи смогли назвать наиболее вероятную причину гибели корабля. "Чхонан" раскололся надвое в результате взрыва, который произошел за его бортом. Между тем, говорить о том, что стало причиной самого взрыва, следователи пока опасаются, и определенности в истории с погибшим кораблем прибавилось не много.

Выдвинуть версию о внешнем взрыве позволило изучение поднятой на поверхность кормовой части корабля. Комиссия, в состав которой вошли 38 человек, в том числе двое специалистов из США, пришла к выводу, что характер повреждений обшивки свидетельствует о том, что вероятность аварии и взрыва на борту корабля "значительно ниже". Эти выводы подтверждают показания выживших моряков с "Чхонана", которые на прошлой неделе рассказали, что почувствовали взрыв снаружи корпуса.

Тем не менее, руководитель следственной группы Юн Дук Ен (Yoon Duk Yong) специально оговорился, что на данном этапе исключать нельзя ничего. Наряду с основной версией - о внешнем взрыве - рассматривается также возможность того, что корабль раскололся по причине усталости металла обшивки или из-за столкновения с подводным рифом, хотя и то, и другое, по мнению комиссии, менее вероятно.

Ничего более внятного следователи сообщить не смогли - и, видимо, до конца апреля уже не смогут. Работы по подъему оставшихся фрагментов судна займут не меньше 10 дней, после чего все части корпуса будет детально изучать международная группа экспертов. Только тогда можно будет надеяться на более определенное заключение.

Между тем, несмотря на осторожность заявлений следователей, версия о внешнем взрыве волей-неволей подтверждает две первоначальные теории относительно гибели корабля: что "Чхонан" подорвался на морской мине, и - самое неприятное - что корвет был атакован северокорейским кораблем.

"Угроза национальной безопасности"

Обстоятельства, при которых 26 марта затонул "Чхонан", привели к появлению самых разных версий того, что могло привести к его гибели. О том, что наиболее вероятной причиной взрыва могла быть мина или торпеда, заявили практически сразу. При этом министерство обороны Южной Кореи назвало три возможных варианта случившегося. Согласно одному из них, корабль мог подорваться на мине времен Корейской войны 1950-1953 годов - таких мин в Желтом море осталось предостаточно. Второй вариант предполагал диверсию - мину на пути следования корвета подложил северокорейский корабль. Наконец третья версия: "Чхонан" был торпедирован северокорейским кораблем или подводной лодкой.

Впоследствии эти версии были опровергнуты - сперва США, ссылаясь на данные спутниковой и радиолокационной разведки, заявили, что никаких посторонних кораблей или объектов в районе, где затонул "Чхонан" 26 марта обнаружено не было. Затем о непричастности к гибели корабля заявил официальный Пхеньян.

Тем не менее, после вчерашнего заявления следователей министр обороны Южной Кореи Ким Тхэ Ен (Kim Tae Young) назвал затопление корабля "серьезной угрозой национальной безопасности" и пригрозил ответственным за кораблекрушение самыми серьезными последствиями.

К тому же, целый ряд обстоятельств взаимоотношений между Сеулом и Пхеньяном указывает на то, что версию о причастности КНДР к гибели "Чхонана" отвергать преждевременно. Формально Северная и Южная Корея до сих пор находятся в состоянии войны: в 1953 году было заключено лишь перемирие, которое так и не привело к подписанию мирного договора. Более того, даже это перемирие не было подписано Южной Кореей - под документом стоят подписи представителей КНДР и ООН.

Предметом особых разногласий является морская граница между Севером и Югом. Она проходит по "северной пограничной линии", но не признается КНДР. В частности, Пхеньян претендует и на район близ острова Пэннендо, где затонул "Чхонан".

Наконец, стычки, в том числе и вооруженные, между кораблями ВМС Северной и Южной Кореи происходят в районе границы регулярно. В последний раз южнокорейский корабль обстрелял сторожевик КНДР в ноябре 2009 года. Корабль северян получил серьезные повреждения, и месть за этот инцидент продолжает рассматриваться в качестве одного из мотивов для предполагаемой северокорейской атаки на "Чхонан".

Не исключено, что подчеркнутая обтекаемость формулировок следствия объясняется именно тем, что возможность причастности КНДР к гибели "Чхонана" все еще рассматривается в Южной Корее со всей серьезностью. В этом случае осторожность никак не помешает - очевидно, что выдвижение столь серьезного обвинения может привести к катастрофическому обострению корейского противостояния.

Обманутые надежды

Поисковая операция в Желтом море. Фото (c)AFP

Поисковая операция в Желтом море. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Гибель "Чхонана" стала для Республики Корея национальной трагедией. В момент взрыва на борту корабля находились 104 моряка. Спасти удалось 58, остальные 46 погибли, хотя официально восемь из них до сих пор числятся пропавшими без вести.

Спасательная операция велась восемь дней, хотя сразу было понятно, что продержаться в воде при температуре 3 градуса можно не больше двух часов, а воздуха в герметичных камерах затонувших частей корабля хватит не дольше, чем на трое суток. Двое суток ушло только на то, чтобы обнаружить место затопления фрагментов "Чхонана", которых подводное течение унесло на несколько километров от места взрыва.

Моряков, которые, как предполагалось, должны были находиться в кормовой части корабля, искали водолазы. В ходе операции один из них погиб. Были и другие жертвы: 3 апреля столкнувшись с сухогрузом затонуло одно из присоединившихся к поискам рыболовецких судов. На его борту находились 10 человек. Двоих удалось спасти, один был найден мертвым, остальные считаются пропавшими без вести.

В тот же день с согласия родственников моряков с "Чхонана" было принято решение прекратить поисковые работы, чтобы избежать новых жертв среди спасателей. Весь итог операции - на поверхность подняли тела двух погибших членов команды.

Следующие две недели шли работы по подъему кормы. За действиями плавучего крана и доставкой обломков в порт следила вся страна: шансов на спасение моряков уже давно не было, но была надежда, что обследование кормы даст, наконец, какую-то определенность.

Когда 15 апреля военные смогли, наконец, изучить обломки, в них обнаружили останки 36 моряков. Однако ясного ответа на самый важный вопрос - что привело к их гибели - до сих пор нет, и в ближайшее время, видимо, так и не будет.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше