Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Вместе веселее Центробанк предложил ММВБ целиком выкупить РТС

Разговоры о слиянии бирж ММВБ и РТС, несколько притихшие в прошлом году, начались вновь. Банк России предложил разрешить расчетным депозитариям крупнейших российских торговых площадок - Национальному депозитарному центру (НДЦ) и Депозитарно-клиринговой компании (ДКК) - обслуживать клиентов обеих бирж. Кроме того, зашла речь о приобретении ММВБ 100 процентов акций РТС при помощи допэмиссии.

Молодой российский фондовый рынок с момента своего возникновения на рубеже 80-90-х развивался по иному пути, чем его западные аналоги. Главной его отличительной особенностью стало образование двух фондовых бирж, фактически дублировавших свои функции. Такого порядка нет в подавляющем большинстве развитых стран мира, где крупная торговая площадка, как правило, одна. Несколько отличаются от общей тенденции США, но там три крупнейших биржи скорее дополняют, а не конкурируют друг с другом.

Более того, для современного мира укрупнение бирж в мировой практике является обычным процессом. К примеру, французская фондовая биржа в 2008 году объединилась с площадками стран Бенилюкса, которые, в свою очередь, были консолидированы в 2000 году. Скандинавский оператор OMX владеет всеми торговыми площадками Скандинавии и Прибалтики.

Главным же аргументом в пользу слияния его сторонники называют существенное повышение капитализации единой торговой площадки. Сейчас по своей стоимости ММВБ и РТС многократно проигрывают биржам Великобритании, Франции и даже Италии, хотя объемы экономики России и этих стран вполне сопоставимы. Следовательно, есть ощутимый потенциал для роста.

Но не все так просто. Функции бирж пересекаются, но не всегда дублируются на 100 процентов. К примеру, ММВБ проводит сделки в рублях, тогда как РТС работает в иностранной валюте. Первая, таким образом, больше ориентируется на отечественных игроков, а вторая привлекает зарубежных инвесторов.

Отличается и специализация по видам бумаг у двух бирж. ММВБ в основном торгует валютой, а также акциями и облигациями на спотовом (то есть, с немедленным погашением) рынке. РТС же больше полагается на торговлю деривативами - прежде всего, опционами и фьючерсами, на срочном рынке FORTS. Хотя и ММВБ занимается срочным рынком, и РТС осуществляет прямую торговлю на рынке акций, соответствующие виды деятельности для них являются все-таки второстепенными.

Следует заметить, что биржи значительно отличаются друг от друга и своими масштабами. К примеру, в минувшем марте ММВБ наторговала ценными бумагами почти на 6 триллионов рублей, тогда как на РТС объем торгов составил около 250 миллиардов рублей. При такой колоссальной разнице речь может идти не о слиянии, а скорее о поглощении.

Этого и опасаются акционеры РТС. Если ММВБ подконтрольна крупным организациям с той или иной формой государственного участия (ЦБ владеет около 29 процентами ее акций, а еще 26 процентов принадлежат Сбербанку, ВТБ и ВЭБу), то РТС управляется частными инвесторами, прежде всего, инвесткомпаниями.

Однако именно к такому варианту дело, скорее всего, и идет. Как заявил директор департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ Сергей Швецов, ММВБ может выкупить 100 процентов акций РТС. Скорее всего, это будет исполнено при помощи допэмиссии акций ММВБ. Таким образом, владельцы РТС получат свою долю в ММВБ, хотя учитывая разницу в размерах и капитализации бирж, она будет не слишком велика.

Для реализации этого плана, впрочем, необходимо для начала "распрямить" чрезвычайно сложную и запутанную систему активов ММВБ. Сейчас сама фондовая биржа принадлежит управляющей ею компании - ЗАО "ММВБ" - только на 12,7 процента.

Еще одним важным шагом, который нужно сделать для объединения бирж - упорядочить работу расчетных депозитарных центров. В большинстве стран мира существует один национальный депозитарий, тогда как в России при каждой из ведущих бирж есть по одному такому институту. Основная задача депозитариев - перевод акций и облигаций из бумажной в электронную форму, при которой ценные бумаги существуют как запись на счете. Кроме того, эти центры занимаются переводом бумаг из документарной в бездокументарную форму.

В России центрального депозитария не возникло, поскольку ценные бумаги зачастую вообще не переводились в документарную форму. Расчетную же функцию с успехом выполняли центры при биржах - НДЦ и ДКК. Вообще же в стране существует около 800 депозитариев, но все они по своему значению не сравнимы с двумя вышеуказанными организациями.

В ЦБ утверждают, что обслуживание депозитариями клиентов на обеих биржах не означает, что клиентов обяжут выбирать конкретную организацию, у них по-прежнему будет свобода выбора. Однако приведение к "общему знаменателю" затруднительно еще и потому, что институты работают по разным моделям. Всякое взаимодействие между ними происходит только через Банк России. Соответственно, и их "стандартизация" может вызвать некоторые затруднения в работе самих торговых площадок.

В любом случае, можно констатировать, что несмотря на последние шаги, до объединения российских бирж пока очень далеко. Даже при покупке ММВБ 100 процентов акций РТС и введение единого обслуживания бирж депозитариями, речь не идет о полной замене одной площадке на другую. Инвесторы же продолжают высказывать сомнения в целесообразности такого шага. Против приводятся самые разные аргументы, включая и довольно неожиданные. К примеру, часть специалистов считает, что упрощение российского рынка ценных бумаг приведет к сокращению доходов российских биржевиков, которые не смогут зарабатывать на обслуживании иностранцев, с трудом разбирающихся в отечественном биржевом бизнесе.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше