Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Кавказ, вперед! Президент отправил бизнес трясти мошной на благо России

Теракты, потрясшие Россию в конце марта, как несложно спрогнозировать, немедленно отразились на экономике страны. Москва обещает направить Северному Кавказу, который угрожает стабильности всей страны, очередные миллиарды рублей. На совещании в Махачкале президент России Дмитрий Медведев заявил, что одной из ключевых задач в борьбе с терроризмом на Кавказе должно стать улучшение социально-экономической обстановки. Президент России уже записал в спонсоры умиротворения Кавказа всех, кто не без помощи государства вышел из кризиса с тугим кошельком. Пока, к неудовольствию Кремля, бизнес предпочитает трясти мошной за пределами Северного Кавказа.

1 апреля президент России Дмитрий Медведев прилетел в Дагестан. Руководство республик Северного Кавказа было спешно собрано в Махачкале после того, как взрывы смертников в Кизляре унесли жизни 12 человек. На совещании президент заявил, что нормализации социально-экономической ситуации на Северном Кавказе обязаны поспособствовать крупные бизнесмены.

"Нужно заставить (курсив - "Ленты.Ру") заниматься этими вопросами всех, кто небезразлично относится к жизни на Кавказе, создать условия для этого, а с другой стороны, простимулировать тех, кто способен тряхнуть мошной и потерять некоторое количество денег на финансировании родных республик", - сказал глава государства. "Не все в Москву вкладывать и за границу. Надо долги отдавать родным местам", - добавил президент.

В приказном тоне Москва уже давно пытается решать различные проблемы, но до сих пор это не особенно ей удавалось. В особенности на Северном Кавказе. СКФО, созданный в начале 2010 года, - самый неблагополучный округ в России. Государство фактически полностью субсидирует экономики кавказских республик, которые неспособны зарабатывать самостоятельно. Инвесторы отказываются приходить в регион, отсюда и самая высокая безработица в России. Не говоря уже о повышенной опасности террористических актов и общей неблагоприятной ситуации. В результате – изношенная инфраструктура, деградация человеческого капитала, укоренение радикальных религиозных течений, и, как следствие, дальнейшее ухудшение инвестиционного климата.

Когда назначали нового полпреда президента в СКФО, мало кто не понимал, что должность эта расстрельная, поскольку любой кандидат провалит план по вытаскиванию республик Кавказа из социально-экономической пропасти, в которую они ухнули в 1990-х. Полпреда президента Александра Хлопонина сколь угодно можно считать эффективным управленцем, но поднять СКФО ему одному вряд ли будет по силам.

Главы кавказских республик при назначении Хлопонина не стеснялись заявлять журналистам, что теперь им будет легче просить у федерального центра денег, ведь новый полпред сам из губернаторов. Ему, мол, легче будет войти в их положение. Подобная иждивенческая логика вполне закономерна, ведь федеральный центр сам законсервировал регион и не спешит улучшать экономический климат в СКФО. Вот за это он и расплачивается бесконечными дотациями.

Эффективный менеджер Хлопонин пока эту логику принимает. "Нам предстоит еще пройти экономический подъем. Нужна помощь федерального центра", - заявлял накануне чиновник президенту.

Намерение нового полпреда превратить Кавказ в горнолыжный курорт, единственный пока озвученный проект в округе, похоже, обречен на провал. Создавать туристическую инфраструктуру в СКФО - лучший из имеющихся в загашнике у чиновников вариантов развития округа. Но к нему Кавказ как раз и не готов. Неблагополучие округа очевидно не только инвесторам, но и тем, для кого туристические объекты будут строиться.

В результате курорты, в развитие которых будет вброшено немало средств, рискуют оказаться резервацией внутри резервации. Причем – резервацией безлюдной. Это, конечно, при условии, что подобный проект вообще когда-нибудь будет реализован, а средства, выделенные на него Москвой, потратят по назначению.

Любой предприниматель действует исходя из логики максимизации прибыли и минимизации рисков. Работа в СКФО предполагает прямо противоположную логику. И без пинка вкладывать деньги сюда никто не поедет. Вот президент и постарался "придать ускорения" засидевшимся в Москве бизнесменам.

Из чужой мошны платить не тяга

Власти не раз апеллировали к крупному бизнесу, поручая ему участие в не сулящих быстрой прибыли инвестпроектах, включая подготовку к 300-летию Петербурга, Олимпиаде-2014 в Сочи, саммиту АТЭС в Приморье. Подобным проектом, похоже, будет и строительство центра инноваций в Сколково.

В СКФО, напомним, входят Алания, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня и Ставропольский край. Ранее все эти регионы, численность населения в которых превышает 9,2 миллиона человек, входили в состав Южного федерального округа. Когда округа разделили, то СКФО быстро окрестили бедным родственником соседнего округа.

Аналогичная практика применяется и в отношении республик СКФО, хотя и в гораздо меньшем масштабе. Пока в СКФО самым известным примером того, как бизнесмены отдают долги родным местам, является деятельность российского миллиардера Сулеймана Керимова. Бизнесмен, прописанный в дагестанском городе Дербент, выплачивает в бюджет Дагестана налоги, которые только за 2007 год превысили 100 миллионов долларов.

Можно вспомнить и историю бизнесмена Тельмана Исмаилова, владевшего печально известным "Черкизоном". Разгневавшему премьер-министра несвоевременными инвестициями в берег турецкий бизнесмену удалось вернуться в Россию лишь после того, как он пообещал Рамзану Кадырову инвестировать в экономику Чечни. По слухам, речь шла о строительстве гостиницы и консервного завода. Кроме того, сын бизнесмена был назначен вице-президентом грозненского футбольного клуба "Терек".

Подобных примеров множество, но поверить в то, что бизнес готов инвестировать деньги в Кавказ добровольно, согласитесь, тяжело. Пускай даже речь идет о бизнесменах, которые являются выходцами из республик СКФО.

Профессор МГУ Наталья Зубаревич, авторитетнейший специалист в области экономической географии, в интервью газете "Ведомости" заявила, что теперь "на бизнесменов повесят еще один оброк", но улучшения ситуации на Кавказе это не принесет.

"Когда-то бывший президент Путин потребовал инвестировать в горную дорогу на границе с Грузией. Инвестиции были направлены, но дороги нет и по сей день, все разворовали. А это были госинвестиции. Бизнесу сымитировать бурную жизнедеятельность еще проще", - полагает эксперт.

"Нужны понятные правила игры, чтобы местные власти проработали их для привлечения бизнеса, для нормальных условий работы. Важно, чтобы не было излишнего бюрократизма", - вторит Зубаревич председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн " Давид Якобашвили.

Бессмысленно реализовывать экономическую политику, пока не налажена работа социально-экономических институтов. По мнению Зубаревич, сперва необходимо повысить территориальную мобильность людей из СКФО, работать на снижение ксенофобских настроений в соседних регионах, устранить препятствия для функционирования легального бизнеса и многое другое.

Предложения Зубаревич, конечно же, хороши, но поверить в то, что власть готова будет выполнить их - тяжело. Чтобы понять реальное отношение чиновников к проблеме Кавказа, достаточно вспомнить конфуз, связанный с заявлением главы СКП о поголовной дактилоскопии жителей СКФО.

В отношении Северного Кавказа власть традиционно действует в терминах кнута и пряника. Кнут - спецоперации, режимы КТО и обещания "крутить головы бандитам", пряник - инвестиции и субсидии из бюджета, которые можно расценить лишь как банальную попытку откупиться от проблемного региона. Подобная стратегия "замасливания", здесь, однако грозит превратиться в замалчивание, вот только подобные инвестиции не заменят отсутствие четкого плана действий по улучшению ситуации в СКФО.

Плана такого нет. И в ближайшее время, судя по всему, не появится.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше