Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

SOS над Желтым морем Жертвами таинственного взрыва стали 46 южнокорейских моряков

В первые часы после мощного взрыва, разломившего надвое южнокорейский корвет "Чхонан", одной из главных версий гибели корабля была торпедная атака северян. Катастрофа в Желтом море стала потрясением для жителей Республики Корея не только по количеству жертв. Реальные очертания обрела угроза новой войны, которую благополучные южнокорейцы подсознательно уже давно отнесли в разряд виртуальных.

В пятницу, 26 марта, корвет "Чхонан" выполнял рутинные задачи по патрулированию в районе "северной пограничной линии" в Желтом море, которую не признает КНДР. Формально обе страны до сих пор находятся в состоянии войны, соглашение о перемирии в 1953 году было подписано между ООН и Северной Кореей - подпись представителя Южной Кореи на нем отсутствует.

При подписании соглашения была утверждена только демаркационная линия на суше. Провести границу в Желтом море, где расположено множество островов, видимо, забыли. Через несколько месяцев американский генерал Марк Уэйн Кларк сделал это по собственному усмотрению, просто уведомив об этом Пхеньян.

КНДР самодеятельную инициативу Кларка не признала, и с тех пор морская граница стала местом постоянных инцидентов между военными моряками обеих Корей. В прошлом были и вооруженные столкновения, однако в последние годы обе стороны старались их избегать и не обострять обстановку. Только за последние полтора года в Желтом море произошло более 20 разного рода стычек и недоразумений между военными кораблями КНДР и Южной Кореи.

Так продолжалось до ноября 2009 года. Тогда между сторожевиками Юга и Севера произошел скоротечный морской бой, благо Сеул предоставил своим капитанам гораздо больше прав в решении вопросов о применении оружия на месте. Корабль северян получил повреждения, но смог покинуть поле боя самостоятельно.

Именно поэтому версии о том, что вечером 26 марта южнокорейский корвет был торпедирован неопознанным кораблем северян вблизи острова Пэннендо, легли на уже подготовленную почву. Сообщалось, что атаковавшее судно удалилось в сторону территориальных вод КНДР. Появились также свидетельства того, что находившийся поблизости южнокорейский сторожевой корабль "Сокчхо" успел обстрелять нападавший корабль противника.

После взрыва, причиной которого назвали торпеду, корвет "Чхонан" разломился на две части. Его отделившаяся корма ушла ко дну буквально через несколько минут. Носовая часть, хотя и получила резкий крен, еще некоторое время держалась на плаву, однако вскоре перевернулась и также затонула.

На борту корабля находились 104 человека. Спастись удалось только тем морякам, которые находились или на палубе, или в помещениях носовой части. Всего из воды, температура которой составляла около трех градусов, удалось спасти 58 человек. 46 моряков считаются пропавшими без вести. Большая часть из них находилась в жилых или служебных помещениях, расположенных на корме.

Одними из первых с опровержением версии о торпедной атаке выступили Соединенные Штаты. Официальный представитель Белого дома в тот же день заявил, что данные спутниковой и радиолокационной разведок не подтверждают информацию о присутствии в районе инцидента какого-либо неопознанного объекта или корабля. Позже и представители южнокорейского министерства обороны заявили, что за неизвестный объект было принято отражение на радаре стаи птиц.

В ночь с пятницы на субботу, 27 марта, президент Южной Кореи Ли Мен Бак провел срочное совещание с силовыми министрами. Он распорядился провести тщательное расследование причин гибели корабля и принять все меры по спасению пропавших моряков. Еще одно совещание с участием президента состоялось в субботу утром.

По его итогам официальный Сеул подчеркнул, что вероятность гибели корвета из-за нападения Северной Кореи невелика - надежных свидетельств присутствия в районе катастрофы каких либо кораблей ВМС КНДР нет. Настоящая причина взрыва должна быть выяснена после проведения спасательной операции и подъема обломков корабля.

Однако сначала предстояло найти место затопления корвета. Это само по себе оказалось нелегким делом. В субботу водолазные работы были невозможны из-за сильного волнения на море. Затонувший корабль искали с помощью гидролокаторов. На место катастрофы прибыли 14 кораблей ВМС Южной Кореи, 6 кораблей морской полиции, а также 4 корабля военно-морских сил США.

Только к вечеру воскресенья, 28 марта, минный тральщик "Ончжин" обнаружил место затопления кормы, а через три часа удалось найти и носовую часть "Чхонана". Оторванная взрывом корма лежит на глубине около 40 метров. Работу специалистов затрудняет не только плохая погода, но и наличие сильных подводных течений. Об их интенсивности можно судить потому, что носовую часть корвета отнесло на семь километров от кормы.

В тот же день премьер-министр страны Чон Ун Чхан прибыл на остров Пэннендо, вблизи которого произошла катастрофа, и пообещал мобилизовать все имеющиеся ресурсы для ускорения спасательных работ. В понедельник, 29 марта, президента Ли Мен Бак призвал считать, что пропавшие без вести моряки все еще живы, возможно, они находятся в ловушке на корме, и в свою очередь пообещал принять все меры к их спасению.

Специалисты отнеслись к высказываниям президента скептически - слишком много времени прошло с момента катастрофы. Затонувшую корму обследовали видеокамерами. Водолазы попытались понять, если кто-нибудь живой внутри с помощью старого проверенного метода - стуком. Никакого ответа они не услышали.

Тем не менее, в ночь на вторник, 30 марта, в помещения в корме корвета начали по шлангам подавать кислород. Однако уже утром спасательную операцию пришлось прекратить из-за усилившегося волнения на море.

Потасовка родственников пропавших моряков с военными. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>(c)AFP</a>

Потасовка родственников пропавших моряков с военными. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Родственники пропавших моряков требуют полной гласности в расследовании инцидента, часть из них находится на судне в районе поисково-спасательной операции. Но властям пока нечего им сказать. Тему причастности к взрыву КНДР ни южнокорейские СМИ, ни военные никак не развивают. Более того, активно внедряют мысль, что Пхеньян не причастен к гибели корабля.

По мнению известного корееведа Андрея Ланькова, "если выяснится, что это сделали северяне, то встанет вопрос: а что же теперь делать? Начинать войну никто не будет (и правильно, и слава богу), проигнорировать такую атаку тоже сложно, это означает утереться, показать слабость и беспомощность".

Ланьков считает, что даже если Сеул получит стопроцентные доказательства причастности КНДР к подрыву корвета, дело постараются спустить на тормозах. Даже уничтожив ответным ударом несколько сот северокорейских военных моряков, никакого вреда правителям Пхеньяна нанести не удастся.

Однако пока таких доказательств нет, остается оперировать лишь версиями и предположениями. В качестве возможной причины катастрофы назывался внутренний взрыв - то ли боеприпасов, то ли топлива. Против этой версии резко выступили военные, по их мнению, она крайне маловероятна. Еще говорили о столкновении с подводной скалой. Но и это предположение вызвало недоверие.

Наиболее распространенной осталась версия о взрыве мощной морской мины. В этом случае остается открытым другой вопрос: была ли она "забыта" в районе границы со времен войны, или ее доставили туда совсем недавно. И если последнее верно, то кто это сделал?

Влад Гордеев

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше