Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Увольнение со смыслом Генпрокуратура и СКП РФ смахнули пыль с топора войны

Подзабытое было противостояние между Генпрокуратурой и Следственным комитетом при прокуратуре, похоже, разгорается вновь. Вечером 18 декабря из глубин Генпрокуратуры пришла новость об увольнении руководителя Следственного управления СКП по Москве Анатолия Багмета. В тот же день уволенный следователь заявил о незаконности действий Генпрокуратуры и уходить со своей должности отказался. После чего обе стороны взяли паузу, ожидая реакции руководителей противоборствующих ведомств.

Глава СУ СКП РФ по Москве Анатолий Багмет был уволен с весьма расплывчатой формулировкой "в связи с нарушением присяги прокурорского работника". В тексте присяги говорится, что тот, кто ее приносит, обязан соблюдать законодательство, "непримиримо бороться с любыми нарушениями закона", "добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия", "активно защищать интересы личности, общества и государства" и многое другое. Таким образом, если захотеть, за нарушение присяги можно уволить любого работника прокуратуры - например, заявив, что он не слишком активно защищал интересы личности.

Официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, разнесшая весть об увольнении Багмета, в подробности вдаваться не стала, оставив журналистам гадать, какой такой проступок совершил глава управления, чтобы опорочить честь следователя. Главная версия, появившаяся после этого в СМИ, оказалась связанной с историей, произошедшей с Багметом еще в бытность того заместителем прокурора Челябинской области.

В конце 2007 года в местной прокуратуре была проведена проверка, которая выявила, что Багмет предоставил поддельные документы для получения ученого звания в Челябинском государственном университете. В результате чего незаконно стал доцентом и получал незаконные доплаты за преподавательскую деятельность. За это генпрокурор РФ Юрий Чайка уволил его, причем, что интересно, с той же формулировкой, что и сейчас.

В феврале 2008 года Тверской суд Москвы и Мосгорсуд отменили увольнение Багмета, постановив, что при получении звания доцента он стал жертвой путаницы с документами. Должность Багмету вернули, однако Генпрокуратура на этом не успокоилась и подала жалобу в Верховный суд РФ, который в марте 2009 года отменил решения нижестоящих инстанций.

Багмет, который после оправдания вернулся на службу, в апреле 2008 года вышел на пенсию, однако уже в мае того же года первый замгенпрокурора, глава СКП РФ Александр Бастрыкин демонстративно назначил его руководителем Следственного управления СКП РФ по Москве. Что не могло не разозлить Юрия Чайку, который до этого планомерно вытеснял Багмета из органов прокуратуры и вот теперь, похоже, решил ответить на демарш своего подчиненного.

Пикантности нынешнему увольнению главного следователя Москвы придает тот факт, что соответствующий документ был подписан в тот момент, когда на своих рабочих местах не было ни Чайки, ни Бастрыкина. Тем не менее, очевидно, что первый заместитель Чайки Александр Буксман, поставивший свою подпись под увольнением Багмета, сделал это с ведома и по поручению своего начальника. А вот для Бастрыкина эта новость наверняка стала неожиданностью.

По данным "Коммерсанта", вечером 18 декабря глава СКП позвонил Багмету, пообещав разобраться в сложившейся ситуации по возвращении в Москву в понедельник, 21 декабря. Сам Багмет тоже с удивлением узнал о своем увольнении. Журналистам, рассказавшим ему о существовании такого приказа, он заявил, что был назначен лично Бастрыкиным, а посему лишь Бастрыкин и вправе его уволить. Чем напомнил о давнем противостоянии надзорного и следственного ведомств.

Начиная еще с 2007 года, когда СКП только был создан, Чайка и Бастрыкин не устают выяснять, кто из них главнее. Следственный комитет создавался как орган прокуратуры, который, по идее, должен ей же и подчиняться. Однако практика показывает, что не все так однозначно. С одной стороны, глава СКП РФ является первым заместителем генпрокурора, то есть его подчиненным. С другой - уволить его генпрокурор не может, так как назначает главу СКП Совет Федерации по представлению президента (так же, как и самого генпрокурора).

Та же путаница существует и с более мелкими должностями - хоть сотрудники следственного комитета и являются прокурорскими работниками, их назначают и увольняют в порядке, устанавливаемом главой СКП. Кроме того, пару лет назад Бастрыкин подписал несколько приказов, по которым кадровая политика комитета стала фактически независимой от Генпрокуратуры.

Учитывая все это, с точки зрения СКП РФ никаких сомнений в незаконности увольнения Багмета не возникает - поэтому он и продолжил исполнять свои обязанности по крайней мере до вмешательства своего начальника. В то же время и Генпрокуратура имеет на руках все козыри, особенно учитывая еще одно решение Верховного суда, вынесенное все в том же марте 2009 года.

Тогда Верховный суд разрешил другой спор, возникший вокруг заместителя прокурора Краснодарского края Александра Глущенко. Зампрокурора был назначен на должность бастрыкинским приказом, который в 2008 году отменил Чайка. В СКП это решение генпрокурора проигнорировали, после чего Глущенко даже пошел на повышение. ВС взял сторону Чайки, постановив, что генеральный прокурор имеет право отменять постановления руководителя СКП РФ.

На сей раз картина, скорее всего, повторится - поскольку Багмет был назначен приказом Бастрыкина, то генпрокурор вполне может этот приказ отменить. В то же время очередная победа Чайки над СКП РФ еще может обернуться против надзорного ведомства - все зависит от того, как на происходящее отреагирует Александр Бастрыкин.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше