Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Теперь летающий Транспортник A400M совершил свой первый полет

Военно-транспортный самолет A400M, один из самых амбициозных проектов Европы, 11 декабря 2009 года совершил первый полет, поднявшись в воздух в аэропорту испанского города Севилья. В воздухе транспортник провел около четырех часов, после чего все - и сотрудники Airbus, и политики, и заказчики - смогли облегченно вздохнуть, ведь первый шажок к серийному производству A400M, уже "проданного" на 20 миллиардов евро, был сделан.

A400M поднялся в воздух в 10:15 по местному времени (12:15 по Москве). Самолет пробыл в воздухе почти четыре часа, приземлившись в 14:02. Транспортником управляли пилоты-испытатели Эдвард Стронгмэн (Edward Strongman) и Игнасио Ломбо (Ignacio Lombo), о назначении которых Airbus сообщила 9 декабря 2009 года.

Этого события ждали очень долго. Настолько долго, что страны - покупатели военно-транспортного самолета даже начали обсуждать возможные санкции в отношении Airbus. Причем требование о снижении стоимости транспортника, по-видимому, было бы одним из самых мягких исходов. В худшем случае, программу просто закрыли бы, а Airbus пришлось бы заплатить 5,7 миллиарда евро в виде штрафов и компенсаций. И это не считая убытков самой компании от реализации проекта, которые, по прогнозу Airbus, составили бы 2,4 миллиарда евро.

Заждались

Работы по созданию A400M проводились с отставанием от графика, а даты очередных этапов разработки постоянно переносились. Например, выкатка транспортника была произведена 26 июня 2008 года, на полгода позже запланированного срока. Первый полет самолета был назначен на сентябрь 2008 года, однако состоялся с опозданием более чем на год. Стоит ли вспоминать сегодня о том, что поставки первых серийных A400M планировалось начать уже в конце 2008 - начале 2009 года?

Тем не менее, работы над транспортником велись с завидным упорством. Просто потому, что отступать уже было некуда. A400M является одним из самых амбициозных проектов Европы, которая вознамерилась не только лишить американские компании доминирования на мировом рынке военно-транспортных самолетов, но и обеспечить свои потребности в самолетах этого типа собственными силами. А потребности эти растут. Так, в июне 2008 года Королевские ВВС Великобритании обнародовали прогноз, согласно которому в предстоящие десять лет воздушные силы страны столкнутся с резкой нехваткой тактических военно-транспортных самолетов.

Длина: 45,1 м
Размах крыла: 42,4 м
Высота: 14,7 м
Грузоподъeмность: 37 т
Вес пустого самолeта: 70 т
Макс. взлетный вес: 141 т
Макс. посадочный вес: 122 т
Макс.количество топлива: 50,5 т
Крейсерская скорость: 780 км/ч
Дальность полета: 9300 км
Практический потолок: 11300 м

Кроме того, в мае 2003 года Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург подписали совместное соглашение о закупке 212 самолетов A400M, общая стоимость которых составила 16 миллиардов долларов. Страны приняли решение делегировать полномочия по приобретению новых самолетов Европейскому управлению по закупкам вооружений (OCCAR). Позже Италия вышла из проекта, заявив, что у нее нет для этого средств. Число заказанных самолетов при этом сократилось до 180, но их стоимость возросла почти до 19 миллиардов долларов.

A400M, который Airbus долгое время обещала поставить точно в срок, должен заменить устаревающие американские транспортные самолеты C-130 Hercules и немецко-французские C-160 Transall. Первые самолеты в 2008 году должна была получить Франция, затем Турция. Полностью выполнение заказа Airbus планировала завершить в 2020 году поставкой продукции в Бельгию. Впрочем, позднее некоторые страны решили перейти на американские транспортники, например, C-130J.

В сентябре 2009 года Великобритания объявила, что намерена переоборудовать бывшие в употреблении гражданские самолеты BAE 146 в военно-транспортные, чтобы хотя бы временно решить сложности с дефицитом машин такого типа. Используемые Великобританией C-130 в ближайшее время должны быть списаны, поскольку уже подходит предельный срок их эксплуатации.

Сейчас портфель заказов на A400M насчитывает 184 самолета, совокупная стоимость которых составляет 20 миллиардов евро. В частности, Германия должна получить 60 самолетов, Франция - 50, Испания - 27, Великобритания - 25, Турция - 10, Бельгия - 7, Малайзия - 4 и Люксембург - 1. В начале ноября 2009 года от покупки восьми A400M отказалась ЮАР. После завершения первого полета транспортника шансы на то, что заказчики все же дождутся A400M, заметно выросли.

Мне бы в небо

Разработка A400M началась в 1980-х годах. На первом этапе в проекте принимал участие один из главных европейских конкурентов - компания Lockheed Martin. Впрочем, американцы вышли из проекта в 1989 году, отдав предпочтение совершенствованию C-130 Hercules (машину планировалось усовершенствовать до C-130J, что и было сделано). Дальнейшие работы Airbus проводила самостоятельно.

В большей степени виновником срыва сроков сдачи в эксплуатацию A400M стал двигатель TP400-D6, разработкой которого занималась компания EuroProp International. Любопытно, что этот двигатель был готов к работе уже в конце 2008 года, причем в декабре прошлого года Lockheed Martin провела первый полет C-130J, на который были установлены TP400. По сообщениям американцев, двигатели отработали без нареканий.

Однако потом начались неприятности. Инженерам долгое время не удавалось добиться слаженной работы всех четырех двигателей транспортника. Когда эти сложности были решены, вдруг обнаружились технические неисправности в некоторых узлах самолета. После того как разобрались со злополучными узлами, снова не заладилась работа двигателей, и Airbus пришлось переустанавливать программное обеспечение, контролирующее их работу.

Неполадок хватало, но к 13 ноября они были устранены. В этот день A400M был передан испытательному подразделению Airbus, которое занялось наземными испытаниями транспортника. Самолет проходил рулежку, разгон, торможение, а также пробежку по взлетно-посадочной полосе с минимальной и предвзлетной скоростью. Наконец, все тесты были завершены, и самолет поднялся в небо.

Несмотря на то, что первый полет - один из самых важных этапов для любого разрабатываемого самолета, A400M предстоит преодолеть еще множество трудностей. Сколько времени будут проводиться летные испытания транспортника на разных высотах и скоростях, пока неизвестно. Ясно одно: первый полет еще не гарантирует завершение всего проекта, но порадоваться вместе с Airbus уже можно. Ведь A400M все-таки взлетел.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше