Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Минимальная мера наказания Чиновники загоняют водку в ценовое подполье

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь) вывесила на сайте проект приказа, которым с января 2010 года в России будет введена минимальная цена на водку. По мнению чиновников службы, пол-литровая бутылка в России не может стоить дешевле 89 рублей. По мнению россиян - еще как может.

Документ Росалкоголя появился в рамках новой государственной антиалкогольной кампании, инициированной президентом России Дмитрием Медведевым. Президент еще летом назвал все принятые ранее меры по борьбе с пьянством неэффективными, после чего чиновники и депутаты наплодили еще столько же альтернативных. Надо полагать, что их эффективность должна быть выше, однако такое предложение, как введение минимальной цены, наталкивает на мысль, что Росалкоголь вот-вот снова наступит на прежние грабли.

Сейчас нижнего ценового предела на алкогольную продукцию в России нет, однако о введении подобной меры рассуждают давно. Минимальная цена якобы не только позволит "отсечь" нелегалов, которые продают нелегальную водку, но и сыграет роль знака "опасно" для потребителей.

Так считает, к примеру, Дмитрий Добров, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), одной из крупнейших лоббистских структур федеральных участников алкогольного рынка в России (отметим, что ранее руководитель Росалкоголя Игорь Чуян возглавлял ФГУП "Росспиртпром" – теперь ОАО "Росспиртпром", который является одним из крупнейших участников СПАП). Он уверен, что цена остается единственным преимуществом нелегальной водки. "Установление минимальной цены на водку и ответственности за ее несоблюдение даст возможность контролирующим органам предпринимать какие-либо шаги в отношении магазинов, которые ее не соблюдают", - сказал Добров.

Глава Департамента потребительского рынка и услуг российской столицы Владимир Малышков еще в марте 2009 года заявлял, что качественная отечественная водка в Москве не может стоить дешевле 90 рублей. "В магазинах с условием наценки она будет стоить еще немного дороже. Если водка будет стоить менее этой суммы - значит, это "левый" алкоголь", - сказал Малышков. Чиновник тогда же рассказал, что себестоимость отечественной водки на заводе составляет 16 рублей, к этой сумме приплюсовывается акциз - 36-37 рублей, а также прибавляются НДС (около 10 рублей), издержки на упаковку и транспортировку.

Однако даже в Москве можно купить куда более дешевую водку, причем не отрываясь от компьютера. Например, на сайте московского онлайн-ритейлера "Утконос" вам предложат более 10 вариантов водок в сегменте "ниже 89 рублей". Сомнительно, что "Утконос", которого в интервью "Ленте.Ру" нахваливал мэр Москвы Юрий Лужков, пропихивает москвичам контрафакт.

На крепкие напитки, в частности на водку, приходится до 70 процентов потребления алкоголя в России. Согласно данным Росстата за 2008 год, в розничных сетях было реализовано 176 миллионов декалитров водки, а произведено чуть более 120 миллионов. То есть 56 миллионов декалитров водки на российские прилавки попало неизвестно откуда, но известно куда было переправлено. Добавьте к материализовавшимся декалитрам самогон и алкоголь, который продают без всякого учета, и вы получите более-менее реальную статистику выпитой в России нелегальной продукции.

Минимальная цена на водку уже вводилась в 2000 году, однако контроль за ней прекратился уже в 2001 году. Эффекта данная мера не дала, поэтому эксперты указывали, что ее вводили, чтобы "поддержать" акциз на водку, который в 2000 году вырос сразу на 40 процентов.

Главная проблема с нелегальным алкоголем – его доступность. Установление минимальной цены заставит легальных производителей еще сильнее увеличить цену на свою продукцию, а доля контрафакта начнет расти еще более стремительными темпами. Российский рынок водки как бы разделен надвое: легальный и, соответственно, нелегальный сегменты. Они практически равны друг другу, и повышение минимальной цены лишь сократит легальный сегмент и увеличит нелегальный.

Интересно, что, вспомнив о минимальной цене, чиновники вновь забыли про идею создания в России "народной водки" – 40-50 рублей за бутылку, которую государство будет субсидировать за счет, к примеру, невзимания части акциза. Такой алкоголь помог бы отвоевать хотя бы часть рынка у нелегальной продукции. Поучаствовать в этом проекте хотел даже "Росспиртпром", однако идея сдулась сама по себе. Еще один вариант: узаконить самогоноварение вместо звучащих призывов ужесточить наказание за его потребление. Это позволит не только узнать реальные объемы рынка самогоноварения, но и, при введении минимальной цены, не допустить увеличения нелегального сектора.

Плоха минимальная цена в основном тем, что без принятия комплексных мер она попросту не сработает. В России, где нелегальный алкоголь продается как семечки, на каждом углу, необходимо ввести жесткое регулирование рынка, в том числе и с помощью правоохранительных органов. Только это позволит добиться того, чтобы российские потребители, как и продавцы алкоголя, не уходили в нелегальный сектор. Однако до сих пор российские власти не решились ни на какие действительно строгие меры, ограничившись пропагандой трезвости, попыткой сократить потребление пива (в том числе и за счет трехкратного повышения акциза), а также более строгим наказанием за продажу алкоголя несовершеннолетним.

Надеяться на то, что чиновники вот так вот сразу наведут порядок в столь коррумпированном секторе, как алкогольный, как минимум наивно. Отзывом лицензий за продажу нелегальной продукции все подряд магазины наказать не получится: откупятся либо будут наливать из-под полы. В результате государство получит от введения минимальной цены негативный эффект и лишь увеличит разрыв между легальным и нелегальным рынком алкоголя в России.

Более того, совершенно не факт, что рынок легального алкоголя столь сильно связан с рынком, к примеру, самогона. У них вполне могут быть не пересекающиеся аудитории: самогон предпочитают пить в основном за его дешевизну, поэтому никакая минимальная цена тут не поможет. Зато она ударит по небольшим легальным производителям водки, которые не тратятся на бренды, а также еще глубже подсадит на нелегальную продукцию и суррогаты те 20-30 миллионов россиян, которые застряли в ценовом сегменте ниже 89 рублей за бутылку. То есть, самые социально незащищенные слои общества.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше