Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Дело разложилось Германские власти не нашли связи между Ковтуном и полонием

Германские власти прекратили уголовное преследование российского предпринимателя Дмитрия Ковтуна. Его подозревали в подготовке преступления с использованием радиоактивных веществ. В прокуратуре Гамбурга признали, что за три года им так и не удалось выяснить, откуда в доме бывшей жены Ковтуна взялся полоний.

Решение о прекращении расследования за недостатком улик было принято еще 6 ноября, о чем и было сообщено адвокату Дмитрия Ковтуна. По словам представителя прокуратуры Вильгельма Меллерса (Wilhelm Moеllers), на квартире бывшей жены предпринимателя действительно были обнаружены следы полония-210, однако следствию не удалось найти никаких доказательств, что Ковтун имел к радиоактивному веществу какое-либо отношение. Из этого германские правоохранительные органы сделали вывод, что подозреваемому россиянину ничего не было известно о полонии, иначе бы он не стал встречаться с близким ему человеком, подвергая его опасности.

Дело о следах полония и возможной причастности к этому Ковтуна появилось в начале декабря 2006 года. Бизнесмену не было предъявлено никаких обвинений, однако расследование оказалось в центре внимания в связи с разразившимся незадолго до этого в Лондоне скандалом. 23 ноября в британской столице при странных обстоятельствах скончался бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко. Британские власти заявили, что он был отравлен полонием, а окружение Литвиненко утверждало, что ставший диссидентом сотрудник российских спецслужб был убит своими бывшими или действующими коллегами по приказу Владимира Путина.

Под подозрением оказались бывший офицер ФСБ Андрей Луговой, занявшийся к тому времени охранным бизнесом, и его деловой партнер Дмитрий Ковтун. 1 ноября 2006 года, в день, когда у Литвиненко впервые обнаружились признаки отравления, оба предпринимателя встречались с ним в баре гостиницы "Миллениум", где они остановились. Следы полония, которые, по утверждению полиции, были найдены в гостиничном номере Лугового и в заварочном чайнике, из которого наливали чай Литвиненко, позволили следствию предположить, что отравление было совершено именно в этом месте и что к нему причастны Луговой и Ковтун.

Позднее британская королевская прокуратура объявила Лугового главным подозреваемым в убийстве Литвиненко, в каковом качестве он остается и по сей день. К тому времени предприниматель уже находился в России, которая отказала в его выдаче Великобритании, так как это запрещено конституцией. Генпрокуратура согласилась возбудить в отношении Лугового дело и судить его по российским законам при условии, что британские коллеги предоставят исчерпывающие доказательства его вины.

Смерть Литвиненко и обвинения, выдвинутые в адрес Лугового, привели к крупнейшему в новейшей истории скандалу в российско-британских отношениях. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд публично потребовал от России изменить свою конституцию, чтобы устранить препятствие к выдаче Лугового. Вслед за этим британские власти выдворили из страны четырех российских дипломатов в знак протеста против нежелания Москвы сотрудничать с Лондоном в деле Литвиненко.

Россия была вынуждена предпринять ответные шаги, и в результате отношения между двумя странами оказались фактически заморожены.

Британские следователи предполагали, что полоний, которым отравился Литвиненко, привезли из России. В связи с этим были исследованы возможные маршруты его доставки, в частности проводились проверки рейсов между Москвой и Лондоном. Поскольку дело приняло международный характер, следственные действия проходили и в других европейских странах, где могли оказаться его фигуранты, в частности в Германии.

Обнаружение следов полония в гамбургской квартире, в которой Ковтун останавливался по пути в Лондон, позволило британским следователям говорить о правильности выбора русской версии и причастности Лугового и Ковтуна к смерти Литвиненко. При этом происхождение полония установить так и не удалось, хотя звучали предположения о том, что он был произведен в неком закрытом городе в Сибири. К тому же следов полония не обнаружилось в самолете, на котором Ковтун летел из Гамбурга в Лондон.

Российский бизнесмен между тем сам считает себя жертвой отравления полонием. По факту якобы имевшего место покушения на его жизнь, а также по факту смерти Литвиненко, остававшегося формально российским гражданином, Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело. В начале декабря 2006 года Ковтун был помещен в одну из специализированных московских клиник, в которой, как сообщалось, прошел эффективный курс лечения от последствий радиоактивного заражения.

По версии Ковтуна, он мог случайно получить дозу полония от уже зараженного Литвиненко. Причем, как полагает бизнесмен, это могло произойти еще 16 октября 2006 года, когда он и Луговой также встречались в Лондоне с Литвиненко. Таким образом, считает Ковтун, полоний, который был обнаружен в Гамбурге, он случайно завез из Лондона, а не наоборот.

Со слов российского бизнесмена, гамбургские детективы все это время пытались узнать что-нибудь о некоем человеке, которого якобы видели вместе с ним в Германии. В британских СМИ какое-то время бытовала версия, что этот мужчина прилетел вместе с Ковтуном в Лондон, присутствовал вместе с ним и Луговым на встрече с Литвиненко и возможно является недостающим звеном в разгадке его гибели.

Узнав о закрытии дела в Гамбурге, Ковтун выразил надежду, что теперь британским властям придется пересмотреть свою позицию и снять обвинения с Лугового, который за прошедшее с тех драматических событий время успел стать депутатом Госдумы от ЛДПР. Правда, прямой связи между делами Ковтуна и Лугового нет, так как германское следствие велось лишь по поводу обнаружения опасной для жизни субстанции и формально не было связано со смертью Литвиненко.

Сам Луговой уже уверенно заявил, что закрытие дела Ковтуна лишь подтверждает его прежние слова о том, что обвинение в убийстве Литвиненко было сфабриковано британскими спецслужбами. Депутат пообещал рассказать новые подробности, как только поступят материалы дела из Германии, и потребовать от Лондона нового объективного расследования.

Между тем признаков пересмотра британской позиции пока не наблюдается. Недавно побывавший в Москве Милибэнд вновь настаивал на выдаче Лугового. Вместе с тем обе стороны понимают, что продолжать скандалить по поводу дела Литвиненко бесперспективно и, похоже, что этот конфликт решено предать забвению.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше