Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Кругом клевета Лужков хочет отсудить у Жириновского пять миллионов рублей за оскорбления на встрече с президентом

Мэр Москвы Юрий Лужков 10 ноября отреагировал судебным иском на обвинения в коррумпированности, озвученные лидером партии ЛДПР Владимиром Жириновским. Последний, в свою очередь, пообещал подать к Лужкову встречный иск. К частым судебным заседаниям столичный мэр привык: по его собственной оценке, на протяжении 17 лет работы на посту градоначальника он ежегодно участвует примерно в десятке судебных разбирательств.

Жириновский выступил против Лужкова в ходе встречи оппозиции с президентом Дмитрием Медведевым, состоявшейся 24 октября. Эта встреча была посвящена результатам региональных выборов, которые 11 октября прошли в 75 регионах РФ (в том числе в Москве). Все оппозиционные депутаты Госдумы 14 октября в знак протеста против фальсификации итогов выборов покинули зал заседаний. После этого Медведев согласился на встречу с оппозицией.

"Антилужковское" выступление Жириновского на этой встрече было включено в программу "Вести" на телеканале "Россия". В связи с этим Лужков подал в суд не только на лидера ЛДПР, но и на холдинг ВГТРК, владеющий телеканалом. Мэр потребовал от Жириновского и холдинга компенсацию в размере пяти миллионов рублей.

В тот же день Жириновский заявил, что потребует возбудить против Лужкова дело "уже не на пять, а на 50 миллионов рублей". При этом лидер ЛДПР сказал, что поводом для иска послужат нарушения на выборах в Мосгордуму. Правда, если это так, то не совсем ясно, что означают слова о пятидесяти миллионах. Согласно 142.1 статье УК РФ, фальсификация итогов голосования наказывается лишением свободы на срок до трех лет либо штрафом в размере 100-500 тысяч рублей. Суд может увеличить сумму штрафа до размера дохода осужденного за период от одного до трех лет. По официальным данным, Лужков в 2008 году заработал 6,9 миллиона рублей. Значит, размер штрафа, которому мог бы подвергнуться столичный градоначальник, не превысил бы 20 миллионов, но в любом случае - даже если бы такой штраф действительно был наложен - достались бы эти деньги отнюдь не Жириновскому.

Надо сказать, что даже пять миллионов, которые Лужков требует от Жириновского и ВГТРК, являются необычно крупной суммой для дел с участием столичного градоначальника. Судя по сообщениям СМИ, чаще всего мэр требует от лиц, которых считает клеветниками, 500 тысяч рублей. Да и эту сумму суды обычно снижают. Отсудить 500 тысяч полностью Лужкову удалось, пожалуй, только у Эдуарда Лимонова и "Радио Свобода". Это случилось в 2007 году после того, как Лимонов заявил в эфире указанной радиостанции о подконтрольности московских судов мэру.

Причем от Лимонова мэр не получил компенсацию до сих пор. Судебные приставы, описавшие имущество осужденного, оценили его лишь в 15 тысяч рублей. А потом Лимонов вообще оспорил приговор в Европейском суде по правам человека. Осенью 2008 года Страсбург пообещал рассмотреть дело Лимонова вне очереди, но до сих пор рассмотрение не состоялось.

В других же случаях сумма присужденных Лужкову компенсаций была намного ниже. Так, летом 2009 года суд обязал газету "Коммерсант" выплатить Лужкову не 500 тысяч, как требовал истец, а лишь 45 тысяч рублей. Поводом для иска к "Коммерсанту" послужила публикация фотографии плаката, демонстрировавшегося на митинге против сноса ЦДХ. На этом плакате была приведена анаграмма словосочетания "Юрий Лужков" - "Уклюжий вор". Автором этой анаграммы, а также ряда других (например, "Ой, лжив, урюк", "Живой урдюк" и "Ожируй клюв") является художник Герман Виноградов. Он демонстрировал эти анаграммы на выступлении в клубе "Дом" в 2005 году. На Виноградова Лужков тоже подавал в суд, но выступление в клубе судья оскорбительным не признал.

В 2008 году Лужкову не удалось получить 500 тысяч от депутата Госдумы, бизнесмена Александра Лебедева и журнала GQ. Мэр требовал компенсацию за то, что в интервью Лебедева этому журналу некий "Ю.М. Лужков" был назван источником ложной информации о грядущем браке тогдашнего президента Владимира Путина и гимнастки Алины Кабаевой. Лебедев в суде настаивал на том, что имел в виду не мэра, а некоего другого Лужкова. Суд не поверил бизнесмену, но требования истца удовлетворил лишь частично. Вместо 500 тысяч Лебедева и журнал обязали заплатить Лужкову по 50 тысяч рублей.

Кстати, Лебедев судился с Лужковым далеко не впервые. В 2007 году мэр потребовал в суде, чтобы депутат опроверг сделанные им критические заявления о градостроительной политике Москвы. А в 2006 году Лужков через суд добился, чтобы Лебедев отказался от опубликованных им в газете "Мой район" обвинений в адрес мэра в разжигании конфликта вокруг переселения жителей поселка Южное Бутово. Между тем, когда сами жители Бутова попросили суд защитить их от оскорбительных высказываний Лужкова, дело закончилось оправданием градоначальника. Суд не признал, что, назвав отказ от переселения "жлобством", мэр оскорбил жителей Бутова.

Возвращаясь к теме о сумме исков, следует отметить, что совсем недавно, в сентябре 2009 года, мэр потребовал именно по 500 тысяч от сопредседателя партии "Правое дело" Леонида Гозмана и телеканала РЕН-ТВ. Поводом для иска стали заявления о коррумпированности московских властей, озвученные Гозманом в эфире этого канала. 20 октября суд частично удовлетворил требования мэра, обязав Гозмана заплатить истцу 50 тысяч рублей, а с РЕН ТВ взыскав 20 тысяч. Сопредседатель "Правого дела" объявил о намерении вслед за Лимоновым оспорить это решение в Европейском суде по правам человека.

Почему аналогичные гозмановским высказывания Жириновского градоначальник оценил в 10 раз дороже, чем обычно, остается неясным. Может быть, честь Лужкова сильнее пострадала из-за того, что оскорбления были высказаны не просто в телепередаче, а на встрече с самим президентом. Также возможно, что мэра поразила цветистость высказываний Жириновского. Лидер ЛДПР использовал для характеристики Лужкова такие эпитеты, как "московская мафия", "источник коррупции" и "тормоз для всей страны". Гозман, для сравнения, заявил лишь, что "Москва - центр коррупционных схем".

А может быть, счесть 500 тысяч слишком скромной суммой Лужкова заставил пример самого Гозмана. Тот в сентябре потребовал от мэра 642 миллиона рублей за то, что Лужков назвал его "клеветником и мошенником" (речь шла о накрутке счетчиков, якобы производящейся на созданном Гозманом сайте netlujkovu.ru). Это дело пока не рассмотрено.

Также в стадии рассмотрения находятся два дела, в рамках которых сам Лужков и его жена Елена Батурина опротестовали замечания, сделанные сопредседателем движения "Солидарность" Борисом Немцовым в опубликованном 8 сентября докладе Лужков. Итоги. Батурина требует от Немцова 200 тысяч рублей, сумма иска Лужкова не разглашается.

Перечислить все дела, фигурантом которых выступал столичный градоначальник, не представляется возможным. Судя по сообщениям СМИ, в большинстве случаев мэр выходил из зала суда победителем. И это при том, что принцип независимости судебной власти в Москве соблюдается неукоснительно. Ведь, как говорилось выше, слова Лимонова о подконтрольности судов Лужкову были по всей форме признаны клеветой.

Татьяна Ефременко

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше