Наука и техника
17:13, 16 октября 2009

Неутомимая "Колибри" Беспилотному вертолету Hummingbird нашли еще одну сферу применения

Американская корпорация Boeing на этой неделе объявила об успешном завершении испытаний своего беспилотного летательного аппарата A160T Hummingbird ("Колибри") с установленной радиолокационной системой FORESTER. С 31 августа по 8 октября 2009 года он совершил серию из 20 полетов, проведя в воздухе более 50 часов. Испытания проводились совместно с Армией США и Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам Пентагона (DARPA), которые курируют создание РЛС. Как беспилотник, так и новый американский бортовой радар создатели называют уникальными.

Военные рассчитывают, что с помощью установленного на беспилотном аппарате радара можно будет на расстоянии до 50 километров получать точную разведывательную информацию о технике и объектах, скрытых естественной растительностью. FORESTER, по словам его создателей, сможет покрывать площадь до 400 квадратных километров, давая возможность военным определять местонахождение засад и передвижение войск противника. В нынешних условиях, когда США сосредоточили свои усилия на борьбе с террористами и бандформированиями, задача эта более чем важная.

По словам директора программы Линдалла Бимера (Lyndall Beamer), именно в области разведки лесных массивов у американской армии сегодня существует техническая брешь. Новая РЛС FORESTER, установленная на беспилотник Hummingbird, позволит Пентагону вести подобную разведку вне зависимости от погодных условий и времени суток. Правда, эта система пока относительно дорога - один ее комплект обойдется американскому бюджету в 2,5 миллиона долларов. Но если военные закупят 50 и более аппаратов, утверждает Бимер, разработчики готовы снизить их стоимость до 1 миллиона долларов за комплект.

Радар FORESTER (The Foliage Penetration Reconnaissance, Surveillance, Tracking and Engagement Radar, кроме того, эту аббревиатуру можно прочесть как английское слово "Лесник") представляет собой конструкцию длиной 6,6 метра и массой около 270 килограммов. Хотя в будущем разработчики планируют снизить вес этой РЛС, поднять ее в воздух может далеко не каждый разведывательный беспилотный летательный аппарат. Однако БПЛА Hummingbird, во многом получившему известность благодаря своей универсальности, это оказалось по силам.

Беспилотный вертолет, который разрабатывает Boeing, можно назвать аппаратом, не имеющим аналогов в своем классе. В ходе испытательных полетов он уже успел установить ряд рекордов, подтвердивших перспективность программы. В частности, по показателям высоты и продолжительности пребывания в воздухе Hummingbird сегодня превосходит все свои аналоги.

A160T с радаром FORESTER. Фото DARPA.
Lenta.ru

Первая модификация аппарата A160 отличалась сравнительно небольшой грузоподъемностью - 135 килограммов, однако в версии A160T, на которой был применен турбовальный двигатель вместо поршневого, этот показатель был значительно увеличен. В сентябре 2007 года вертолет Hummingbird смог провести в воздухе 8 часов с грузом около 450 килограммов, а спустя еще месяц - 12 часов с нагрузкой в 225 килограммов. При этом аппарат использовал лишь около 60 процентов топлива от максимально возможного объема.

Рекордный полет был выполнен создателями "Колибри" в мае 2008 года - аппарат провел в воздухе без дозаправки 18,7 часа, приземлившись с запасом топлива, которого хватило бы еще примерно на 90 минут полета. После этого Международная авиационная федерация признала вертолет разработки Boeing лучшим в мире по этому показателю среди аналогичных беспилотных аппаратов массой от 500 до 2500 килограммов.

Впрочем, по данным производителя, возможности "Колибри" этим не ограничены. Теоретически аппарат способен проводить в воздухе до 24 часов и нести полезную нагрузку более тонны. При этом по уровню малозаметности он превосходит обычные вертолеты, управляемые экипажами.

Интересно, что в августе 2009 года компания Boeing получила контракт Корпуса морской пехоты США на демонстрацию Hummingbird в рамках программы Immediate Cargo Unmanned Aerial System. По ее итогам военные планируют выбрать производителя, который получит заказ на партию беспилотников для срочной доставки грузов в труднодоступные регионы.

Но области применения беспилотного вертолета Hummingbird этим не ограничиваются. По данным американской печати, на каждый такой аппарат можно будет установить до девяти управляемых ракет Hellfire, что сделает его не только грузовым и разведывательным, но и ударным. Интерес к "Колибри" проявляют и ВМС США, поскольку беспилотник благодаря своим возможностям вертикального взлета и посадки может базироваться на палубе корабля.

Андрей Федоров

< Назад в рубрику