Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Башни разбушевались Скандал вокруг Подрабинека вскрыл противоречия во власти

С тех пор как скандал вокруг статьи Александра Подрабинека "Как антисоветчик антисоветчикам..." вышел на государственный уровень (заявление президентского Совета по правам человека в защиту Подрабинека, обещание "Единой России" добиться отставки главы совета Эллы Памфиловой, пикировка через СМИ пресс-секретаря президента Натальи Тимаковой и анонимного высокопоставленного сотрудника президентской администрации), набирает популярность конспирологическая теория, что-де это все - отдаленное эхо очередной "войны башен" в Кремле. Даже не в Кремле, а шире: за Эллой Памфиловой и ее Советом по правам человека стоит, мол, президент Дмитрий Медведев со всем его либеральным, "оттепельным" имиджем, а за "Нашими" - консерваторы из администрации президента и партии "Единая Россия", то есть, в конечном счете, премьер и лидер "партии власти" Владимир Путин.

Особое внимание привлекло к себе высказывание некоего неназванного высокопоставленного сотрудника кремлевской администрации, которое распространило вечером 7 октября агентство "Интерфакс": "Довольно странно, что Совет, который должен представлять интересы разных спектров гражданского общества, помогать им находить решения в спорных ситуациях, занял позицию одной из сторон конфликта. [...] Такой подход не соответствует принципам гражданского общества, девальвирует саму идею Совета и ставит в сомнительное положение его руководителя". Глава кремлевской пресс-службы Наталья Тимакова сочла нужным ответить на это заявление (через РИА Новости), хотя было уже 9 вечера. Суть ее отповеди заключалась в том, что Совет по правам человека занимается ровно тем, для чего он существует. Еще раньше Тимакова мягко, но все же чувствительно одернула "Единую Россию", которая (в лице Андрея Исаева, главного в партии по пропагандистской работе, а также депутатов Госдумы Франца Клинцевича и Валерия Рязанского) собиралась ходатайствовать перед президентом об увольнении Памфиловой: дескать, ходатайствовать-то они могут сколько угодно, но совет-то - при президенте, так что решение будет принимать Дмитрий Медведев и никто другой. Посыл был ясен: Медведев не намерен "сдавать" Памфилову.

В свежем номере журнала "Власть" авторитетный политический обозреватель Дмитрий Камышев, обобщив многие косвенные сведения, приходит к выводу: "[В] данном случае совершенно очевидно, что "антипамфиловское" мнение озвучил именно [Владислав] Сурков [заместитель главы администрации президента. - А.В.] (или кто-то из его ближайшего окружения)". При этом Суркова Камышев аттестует как "верного путинца", оставшегося в Кремле, когда большинство представителей этой властной группировки ушли вслед за своим лидером в правительство.

Владимир Путин уже вынужден был лично прокомментировать скандал: во время его встречи с писателями соответствующий вопрос ему задал публицист Александр Архангельский. Журналисты не слышали, что именно сказал Путин, но вот как сообщает об этом сам Архангельский (извините за длинную цитату, орфография и пунктуация оригинала):

"Я спросил, как премьер относится к тому, что лидеры Наших фактически призывают к травле гражданина России, неважно, какую статью он написал: если бы его просто критиковали, дело было бы нормальное, но его именно травят; тут был процитирован ЖЖ Бориса Якеменко [ссылка. - А.В.] - о том, что Подрабинек должен бояться выходить на улицу, зная, что будет оплеван, и это только начало. Ответ премьера: о шашлычной что-то слышал, о хамской статье тоже, а о том, что было после - слышу первый раз. Вы думаете, что власть управляет всеми действиями Наших напрямую? ничего подобного. Я вообще не знаю их планов.

Я возразил: но они ссылаются на Вас. Ответ: на меня вся страна ссылается. "Наши" это просто молодежь, но у них есть идеологи, у которых, кажется, имеются свои политические амбиции. Вообще, это свидетельство нашей низкой политической культуры, один пишет хамскую статью о ветеранах, другие загоняют его в подъезд... Вообще, если вы хотите знать мое отношение к тому, о чем вы рассказали, то мне все это не нравится".

Путин, таким образом, высказал, по сути, то же мнение, что и Совет по правам человека: мол, Подрабинек, конечно, выступил неподобающим образом, но это не повод обращаться с ним так, как это делают "Наши". После этого попритихла и ругань в адрес Эллы Памфиловой, хотя Дума, вполне вероятно, еще обсудит предложение единороссов ходатайствовать перед президентом о ее отставке. Сама Памфилова в интервью в понедельничных "Новых известиях" заявила: "Наша позиция последовательна и неизменна. Мы не за Подрабинека и не против "Наших". Но мы хотим, чтобы знали все: у нас в стране нет и не должно быть священной коровы, которой позволено все. Мне не за что и не перед кем извиняться". Кроме того, правозащитница пояснила: "Задача нашего Совета – реагировать на острые ситуации. И есть вещи непопулярные, которыми неприятно заниматься, но которые, кроме нас, никто не поднимет. Это касается политических, общественных "изгоев", у которых мысли кардинально отличаются от мыслей большинства, которые неприятны, но они имеют право быть со своими мыслями, со своими взглядами. И мы обязаны вступаться за их право быть такими".

Ярость "Наших" и единороссов на Памфилову позволяет предположить, что некто (если верить Дмитрию Камышеву - Сурков), воспользовавшись ее выступлением в защиту Подрабинека как поводом, захотел "свалить" ее, а вместе с ней - и Совет по правам человека, в котором заседают такие критики КремляTM, как Людмила Алексеева, Елена Панфилова, Ирина Ясина и другие. Это совет уже стал своего рода "лицом" медведевской "оттепели", тогда как "верных путинцев" бесит сам термин "оттепель". У Суркова с Памфиловой и членами ее совета - не просто разногласия, а самая что ни на есть неприязнь.

Еще при Путине, в пору затяжных споров о "преемнике", любимой присказкой политических обозревателей было: "Кремль - не монолитная структура". Теперь, со всеми этими "путинцами" и "медведевцами", ситуация стала еще более запутанной. Чего стоит недавняя история со сменой начальника президентской референтуры. "Независимая газета" тогда припоминала, как Медведев отказался зачитывать речь, подготовленную его референтурой для встречи со студентами Питсбургского университета в конце сентября. По невнятным "сливам", появлявшимся в СМИ, выходило, что Медведев недоволен в основном Джахан Поллыевой (своим помощником, курирующим работу референтуры). Поллыева, как и Сурков, досталась Медведеву в наследство от Путина. Ныне из-за неразберихи в президентской референтуре никто, включая сотрудников кремлевской администрации, не может толком понять, когда же будет оглашено послание главы государства Федеральному собранию, и уж тем более - каким оно будет. Хотя обещают много интересного...

Но Медведев почему-то не стал просто увольнять Поллыеву. "Путинский" Сурков тоже остается в администрации президента, и это (как, впрочем, и многое другое) сильно портит либеральный имидж Медведева. Да и возглавляет администрацию вполне себе "путинский" Сергей Нарышкин, хотя слухи о его отставке (и замене на близкого Медведеву Александра Коновалова, ныне министра юстиции) в последнее время активизировались. Получается, что Медведеву приходится бороться со своей собственной командой за своих собственных соратников (вроде Памфиловой - при всех оговорках...) и даже за свои собственные речи.

А тут этот Подрабинек...

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше