Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Антибонусная двадцатка Банковская инициатива Франции станет главной темой на G20

Грядущий саммит стран "Большой двадцатки" стал для большинства западных политиков чуть ли не самым ожидаемым событием текущего года. Главной темой мероприятия будет борьба с бонусами банкиров и, в частности, общемировой план, предложенный президентом Франции Николя Саркози. Свое мнение по вопросу имеется и у США, однако не сильно отличающееся от французского. А вот Россия своего взгляда на вещи пока открыто не озвучила.

Limiter les primes

На предыдущем саммите "Большой двадцатки" (G20) в апреле 2009 года внимание к себе привлек президент России Дмитрий Медведев с идеей наднациональной, или общемировой, валюты. Все закончилось тем, что в июле текущего года на саммите "Большой восьмерки" (G8) российский президент получил в подарок от организаторов монету-модель "международной валюты", смущенно улыбнулся и отправился на родину бороться с кризисом, инфляцией и недофинансированием экономики.

Очевидно, на саммите G20 в Питтсбурге, который состоится 24-25 сентября, первую скрипку будет играть президент Франции Николя Саркози, в августе 2009 года обнародовавший общемировой план борьбы с бонусами банкиров. В том, что инициатива Франции вызовет огромный интерес, сомневаться не приходится - финансовые организации многих стран продолжали во время кризиса выплачивать своему руководству жирные премиальные.

Интерес к французскому плану уже проявили министры финансов и главы 27-ми стран Евросоюза. Европейцы пришли к выводу, что одной из причин тяжелейшего кризиса за последние десятки лет стали именно высокие премии банкирам. В ЕС сочли, что стремление обеспечить себе огромные бонусы толкало руководство банков на все более и более рискованные сделки. В результате на финансовом рынке возник пузырь, который благополучно лопнул, практически разрушив глобальную экономику.

26 августа 2009 года президент Франции Николя Саркози назначил бывшего директора-распорядителя Международного валютного фонда Мишеля Камдессю "зарплатным царем". В новой должности 79-летний Камдессю будет заниматься вопросами бонусов трейдерам и банкирам, работающим в финансовых организациях, которые получили государственную помощь. Причем полномочия Камдессю будут распространяться не только на банки, получившие госпомощь, но и на всю финансовую систему Франции.

Делая такие выводы, лидеры ЕС не скрывали своей злости на банкиров, которые даже во время кризиса продолжали получать не только зарплату. Причем руководство банков не останавливало даже то, что некоторые финансовые организации в Европе и во всем мире начали получать госпомощь, чтобы окончательно не обанкротиться.

Инициатива Саркози подкупила лидеров Евросоюза тем, что направлена не просто на ограничение премиальных, выплачиваемых банкирам, а на предотвращение того самого пузыря, о котором говорят в Европе. На первом этапе Саркози предложил отменить гарантированные бонусы топ-менеджерам банков, а также разделить премиальные на несколько частей, выплачиваемых не сразу, а по истечении некоторого времени.

Вторая часть французского плана направлена на привязку размеров бонусов непосредственно к финансовой деятельности банка, что, по задумке Саркози, должно помочь остановить банкиров, рассчитывающих на быстрый успех без учета возможных последствий. В случае убытков к топ-менеджерам финансовых организаций будут применяться штрафные санкции вплоть до полного лишения премиальных. За всем этим должен следить специально учрежденный институт "зарплатных царей".

Limit bonuses

Не исключено, что инициатива Саркози найдет горячий отклик и со стороны США, ведущих активную борьбу с премиальными. В начале текущего года американским властям пришлось много поработать, чтобы заставить руководство спасенной от банкротства страховой компании AIG отказаться от бонусов. При этом был принят ряд законов, направленных на ужесточение бонусной политики - в частности, в США теперь взимается 90 процентный налог с премиальных. Предполагается также введение серьезных ограничений размеров госпомощи пострадавшим от кризиса организациям.

Свой взгляд на действия финансовых организаций 16 сентября 2009 года озвучил президент США Барак Обама, произнесший на Уолл-стрит целую лекцию, посвященную годовщине банкротства инвестбанка Lehman Brothers. Американский президент потребовал от банкиров не возвращаться к "безответственному поведению" и усмирить свои аппетиты относительно премиальных, а также выказать благодарность американским налогоплательщикам, поддержавшим финансовую систему во время кризиса (по разным оценкам, на поддержку экономики США было потрачено до 12 триллионов долларов).

По словам Обамы, финансовые организации, почувствовавшие, что экономика США скоро может выйти из кризиса, не должны откладывать некоторые суммы для выплаты бонусов в конце года. При этом он отметил, что уже разработаны законы, которые помогут держать финансовую систему под колпаком. В частности, будет создан специальный орган, который займется изучением и отслеживанием системных рисков в финансовой системе. В июне 2009 года в США был назначен "зарплатный царь" Кеннет Файнберг, который занимается контролем премиальных в банках.

Любопытно, что в начале сентября помощник президента США Майкл Фроман объявил, что власти страны спокойно относятся к выплатам "индивидуальных бонусов" банкиров, если они не чрезмерно велики и не носят системный характер. Странное заявление, учитывая все предпринятые действия и непреклонность Обамы.

Ограничить бонусы

В России тема банковских бонусов никогда всерьез не обсуждалась. 3 апреля 2009 года министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что бонусы топ-менеджерам российских госбанков будут заморожены по меньшей мере на два года. В частности, речь шла о выплатах по итогам 2008-го и 2009 годов. Впрочем, позже председатель Центробанка России Сергей Игнатьев объявил, что ЦБ не станет выдавать госбанкам рекомендации в отношении бонусной политики и выплат премиальных топ-менеджерам.

На этом все и закончилось, если не считать, что в начале сентября первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян написал письмо, опубликованное в "Банковском вестнике" Центробанка, в котором говорится об ужесточении контроля Банка России за выплатой бонусов в банках, получивших антикризисную госпомощь. В чем выражается контроль, пока не ясно.

Первым о необходимости ограничения бонусов в России заявил президент Дмитрий Медведев. В начале апреля 2009 года он посоветовал руководителям российских госкомпаний вести себя прилично в условиях финансового кризиса и не завышать размеры своих бонусов. "Это дело компаний (выплачивать бонусы или нет). Но если компания является государственной, или компания принадлежит государству полностью или в значительной части, - я считаю, что наши уважаемые менеджеры, руководители этой компании, должны самоограничиться, даже если они уже приняли решение о выплате себе высоких компенсаций. Нужно эти решения поменять", - заявил Медведев.

По словам Меликьяна, региональным управлениям ЦБ было предписано ознакомить финансовые организации с международным опытом регулирования вознаграждения банкиров, то есть с ограничениями, которые за последнее время были введены в некоторых странах, в том числе Франции, Великобритании и США. Каких-то более громких заявлений со стороны правительства или президента относительно банковских премиальных сделано не было.

Чей опыт в итоге будет использован в России, также не понятно. Во Франции регулирование бонусов банкиров только-только начинает применяться. Причем еще в августе Саркози заявил, что в одиночку Франция бороться с премиальными не станет, потому что тогда "из нее все уедут".

В Великобритании новые правила выплаты бонусов вступили в силу в августе 2009 года. Их суть свелась к отсрочке выплаты части премий руководителям банков. Срок отсрочки и размер бонусов было предложено определять самой финансовой организации по согласованию с властями. То есть, серьезных ограничений на премиальную политику банков фактически наложено не было.

Таким образом, США являются чуть ли не единственной страной, подошедшей к регулированию банковских бонусов с практической стороны. Будет ли в России использоваться опыт заокеанского государства, никто из отечественных чиновников не уточнял. Следует отметить, что в России вообще о премиальных говорить как-то не принято - на первое место выходят другие жизненные приоритеты: борьба с инфляцией, разморозка рынка кредитования, поддержка промышленного производства и роста экономики...

Одобрям

Из последних заявлений западных политиков стало понятно, что банковская инициатива Саркози импонирует как самой Европе, так и США. Например, в сентябре 2009 года главы Евросоюза, министры финансов ЕС и Еврокомиссия высказались в поддержку французского плана и дружно попросили G20 проголосовать за него. При этом Саркози даже пригрозил покинуть саммит, если не будет принято конкретных решений. Если учесть, что ЕС, Германия, Великобритания, Италия, Франция и США играют далеко не последнюю роль в G20, французский план скорее всего будет принят.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15