Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Уно моменто Италия обошла Россию на рынке вооружений

В конце прошлой недели Конгресс США обнародовал итоги очередного исследования глобального рынка вооружений за 2008 год. В нем отмечаются значительные успехи Вашингтона по показателю стоимости заключенных контрактов, несмотря на то, что в минувшем году рынок продукции военного назначения пережил рецессию. Занявшая третье место Россия, по мнению американских исследователей, на этот раз уступила не только США, но и Италии, которая раньше нечасто оказывалась в первых строчках рейтингов оборонного рынка. Интересно, что данные американских аналитиков значительно расходятся с оценками российских экспертов. Зато лестные отзывы в адрес итальянцев из Вашингтона на этот раз логичны – успешная статистика Рима в этой области отчасти делалась и за счет Пентагона.

Кризис не помешал

Как сообщила влиятельная американская газета The New York Times, эксперты независимой исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service), пришли к выводу, что за год Вашингтону удалось заключить военных контрактов на сумму в 37,8 миллиарда долларов, что составляет 68,4 процента от глобальных показателей. Для сравнения, в позапрошлом году американцы выручили от продаж вооружений 25,4 миллиарда долларов. Россия, по мнению экспертов, заработала на реализации военной продукции всего 3,5 миллиарда долларов, тогда как в 2007 году этот показатель был почти в три раза больше - 10,8 миллиарда. На втором месте оказалась Италия, заработавшая от продаж вооружений 3,7 миллиарда долларов.

Успех своей оборонки американские исследователи во многом объясняют тремя крупными сделками, к которым относят поставку вооружения противовоздушной обороны Объединенным Арабским Эмиратам на 6,5 миллиарда долларов, истребителей в Марокко на 2,1 миллиарда долларов и вертолетов Тайваню на 2 миллиарда долларов. Тем не менее, в 2008 году американское оружие также активно покупали другие государства - Индия, Ирак, Саудовская Аравия, Египет, Южная Корея и Бразилия.

Всего в 2008 году рынок вооружений оценивался в 55,2 миллиарда долларов, что примерно на 7,6 процента меньше, чем в 2007 году. Основными покупателями вооружений эксперты признали Объединенные Арабские Эмираты (9,7 миллиарда долларов), Саудовскую Аравию (8,7 миллиарда долларов) и Марокко (5,4 миллиарда долларов).

Аналитики из США оценили успехи Москвы на оружейном рынке значительно скромнее, чем это сделал в апреле нынешнего года ведущий отечественный экспортер военной продукции "Рособоронэкспорт". По данным компании, за год Москва поставила зарубежным заказчикам вооружение и военную технику на 6,725 миллиарда долларов. Тем не менее, можно предположить, что в интервью, которое дал "Российской газете" руководитель "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин, речь шла не о заключенных за год контрактах, а именно о поставленной продукции.

Впрочем, что касается покупателей российского вооружения, то здесь оба источника достаточно точно обозначают географию поставок. Американцы называют основными партнерами РФ в этой области Китай и Индию, и, как отметил в апреле Исайкин, на эти государства приходится 80 процентов всех поставок военной продукции. Но теперь, как по оценкам "Рособоронэкспорта", так и по данным американского Конгресса, Москва стала активнее осваивать рынок Латинской Америки.

Итальянский феномен

C-27J Spartan. Фото с сайта www.defenseindustrydaily.com

C-27J Spartan. Фото с сайта www.defenseindustrydaily.com

Lenta.ru

За последнее время различными источниками было обнародовано не одно исследование, касающееся статистики на мировом рынке вооружений. В частности, журнал Defense Week, составивший Топ-100 крупнейших по объему продаж производителей вооружений в 2008 году, отвел первое место американским и британским корпорациям - Lockheed Martin ($39,5 миллиарда долларов), BAE Systems ($32,7 миллиарда долларов) и Boeing ($31,1 миллиарда долларов). Стокгольмский международный институт исследований мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI) оценил затраты стран на военную продукцию в 1,464 триллиона долларов или 2,4 процента от глобального валового внутреннего продукта.

Присутствие Италии на втором месте американского рейтинга может показаться странным, но лишь на первый взгляд. Эта страна обладает прекрасной оборонной промышленностью и в последнее время делает на рынке большие успехи. Доходы одного лишь холдинга Finmeccanica в 2008 году оцениваются примерно в 15 миллиардов евро, а за этот период итальянцы успели приобрести за 5,2 миллиарда долларов американскую оборонную компанию DRS Technologies. В 2008 году в рейтинге производителей военной продукции Defense Week Finmeccanica заняла девятое место с показателем в более чем 10 миллиардов долларов (отметим, что в нем оцениваются лишь доходы от продаж военной продукции – Лента.ру).

Для сравнения, российский "Алмаз-Антей", поднявшийся выше других отечественных производителей, за год заработал 4,3 миллиарда долларов. Но справедливости ради стоит отметить, что российских производителей в рейтинге куда больше, поскольку, наряду с Finmeccanica, в числе лидеров рынка оказалась лишь еще одна итальянская кораблестроительная компания Fincantieri с показателем в 584,5 миллиона долларов.

Успехи Finmeccanica на рынке вооружений за последние годы можно отчасти объяснить возрастающей популярностью военно-транспортных самолетов C-27J Spartan, которые производит дочерняя фирма холдинга Alenia Aeronautica. Именно эта машина была выбрана в 2007 году американскими военными для программы Joint Cargo Aircraft, в которой Spartan обошел одного из своих главных конкурентов C-295. Последний самолет представляли Raytheon и EADS North America, однако изменить исход конкурса не смог даже формальный протест, поданный Raytheon после объявления победы C-27J.

Патрульный катер типа Saettia MK4. Фото с сайта www.naval-technology.com

Патрульный катер типа Saettia MK4. Фото с сайта www.naval-technology.com

Lenta.ru

В настоящее время ВВС и Армия США уже заказали около 150 самолетов итальянской разработки, с учетом увеличенного в 2008 году заказа. Тогда же стало известно, что Alenia Aeronautica за 130 миллионов евро продала четыре таких самолета Марокко. Всего на данный момент пользователями и заказчиками самолетов данного типа также являются Болгария, Греция, Италия, Литва и Румыния.

В этом же году ВВС США заключили контракт с Alenia Aeronautica на поставку 18 бывших в употреблении военно-транспортных самолетов G-222 для корпуса армейской авиации Афганистана. Стоимость этого заказа составила 287 миллионов долларов.

Еще одна дочерняя фирма итальянского AgustaWestland, известная как один из ведущих мировых производителей вертолетов, в 2008 году смогла заключить ряд выгодных контрактов. В частности, довольно продуктивным стал для нее авиасалон Фарнборо-2008. В рамках этой выставки был подписан крупный контракт на поставку многоцелевых вертолетов AW139 Катару, который оценивается в 410 миллионов долларов. Ранее они были заказаны Ирландией и Объединенными Арабскими Эмиратами, а на Фарнборо-2008 также было подписано базовое соглашение о поставках четырех этих машин Малайзии.

Итальянская судостроительная компания Fincantieri в 2008 году получила контракт на поставку четырех патрульных катеров типа Saettia MK4 ВМС Ирака. Стоимость этой сделки, по разным данным, оценивается в 80-100 миллионов долларов. В этом же году компания получила заказ на танкер водоизмещением 27500 тонн для ВМС Индии, точная стоимость которого не сообщалась.

Язык цифр

Нельзя не заметить, что статистические данные по мировому рынку вооружений, публикуемые различными изданиями, аналитическими центрами и госструктурами разных стран, нередко значительно расходятся и даже противоречат друг другу. В этом нет ничего удивительного – во время проведения таких исследований аналитики используют разные подходы к оценке прибыли государств или конкретных производителей, из-за чего иногда и возникает неразбериха. К тому же, полностью открытым и прозрачным оборонный рынок любого государства остается лишь для него самого, тогда как зарубежные эксперты далеко не всегда могут оценить его достижения за тот или иной период. А привычную расстановку сил на этом рынке, как известно, может изменить даже один крупный контракт.

Андрей Федоров

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше