Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Волжские Несчастливцевы Конфликт в нижегородском ТЮЗе разрешен на время

Кризис в Театре юного зрителя в Нижнем Новгороде, начавшийся с открытых писем, продолжившийся голодовкой артистов и завершившийся прибытием из Москвы конфликтной комиссии Союза театральных деятелей, приостановлен: заинтересованные стороны встретились и пришли к решению о разделе труппы на две части. Как это осуществить технически и к чему это приведет, пока еще никто толком не понял.

6 августа у нижегородского ТЮЗа появился новый директор Максим Крохин, в прошлом, по сведениям "Времени новостей", работавший в аппарате представителя президента РФ в Приволжском округе, а кроме того, "свой человек" Михаила Грошева, директора областного департамента культуры. Крохин вскоре пригласил на пост заместителя директора по творческой части, то есть худрука, Виктора Симакина, человека, довольно долго в ТЮЗе проработавшего и довольно бесславно дважды его покидавшего. "Российская газета" цитирует обезоруживающий в своей безыскусности текст Крохина: "С первых же дней моей работы начали открываться факты финансовых и иных нарушений в деятельности театра. Для того чтобы лучше разобраться во всех хитросплетениях, я пригласил на работу в качестве своего заместителя профессионального человека, который знает все возможные "лазейки" - Виктора Алексеевича Симакина". Нижегородские агентства тем временем пишут, что нового назначенца однажды уволили из театра по итогам аудиторской проверки.

Как бы то ни было, но Симакина тоже поставили в странное положение: "Мне было тяжело возвращаться - травма глубока… Директора Максима Крохина я раньше никогда не видел, а хорошо бы, прежде чем меня приглашать, познакомить меня с ним и с главным режиссером". Работу, как известно, каждый сам себе выбирает, и Симакин приглашение принял, то есть пришел в театр. Если Крохина в театре никто не знал, а о финансовых нарушениях и "качающихся креслах" (еще одна цитата из приведенного выше заявления директора) под некоторыми сотрудниками никто не подозревал, то нового худрука многие хорошо себе представляли. "Симакин кардинально меняет театр: это малоталантливый человек с устаревшей эстетикой, совершенно других художественных вкусов, чем мы. Труппа не согласилась с ним работать. Все, что он хотел, он сказал в свое первое и второе пришествие в этот театр, - объяснила в интервью "Свободе" Елена Фирстова, артистка театра и участница протестной голодовки. - Первое, что сказал, если не хотите со мной работать, то можете уходить все. Все - это 45 человек. Молодые актеры ему в глаза сказали: работать с вами мы не хотим. Он отреагировал: снял наш репертуар - а билеты на спектакли уже продавались. Назначил репетиции своих старых постановок".

Кадр из спектакля "Последние" с сайта "Золотой маски"

Кадр из спектакля "Последние" с сайта "Золотой маски"

Lenta.ru

Областное культурное начальство вроде бы недовольно репертуарной политикой театра: в департаменте посчитали, что ТЮЗ показывает мало детских спектаклей, то есть не занимается своей основной деятельностью. Именно поэтому в театре нужен новый худрук. Однако в театре, по словам главного режиссера Владимира Золотаря, идет 11 детских спектаклей, так что эта претензия явно надумана. Собственно, репутация театра в последние годы улучшилась за счет "взрослого" репертуара: в 2007 году ТЮЗ возил на "Золотую маску" спектакль "Последние" по Максиму Горькому, поставленный Вячеславом Кокориным. Дойти до финала "Маски" - большой успех для небольшого провинциального театра, но об этой гордости труппы в областном департаменте не помнят. После ухода Кокорина из нижегородского театра (он вернулся в екатеринбургский ТЮЗ) главным режиссером стал Владимир Золотарь, и многие артисты, почувствовавшие вкус новой жизни, возложили на него надежды на будущее и оказались его главными защитниками.

Вернемся в август 2009 года. Появление в театре Виктора Симакина показалось большой части труппы покушением на будущее театра и угрозой Золотарю. Это обстоятельство удивляет едва ли не больше всего, ведь оба руководителя ТЮЗа были готовы к переговорам. "Молодые актеры ответили Золотарю: вы можете договариваться с Симакиным, но это ничего не меняет. Мы не можем и не будем существовать с ним в одном театре. Противоестественно работать с человеком, который доставляет столько страданий стольким людям", - объяснила Елена Фирстова.

Артисты уже 24 августа написали письмо в нижегородскую администрацию с просьбой снять нового художественного руководителя: "Назначение Симакина делает невозможным долгосрочное сотрудничество нижегородского ТЮЗа с главным режиссером Владимиром Золотарем и командой интересных художников, актеров и сотрудников театра. Возврат к бесславному прошлому, которое сулит это назначение, приведет, по общему мнению, к деградации творческой жизни в театре и потере Нижним Новгородом и областью интересного театрального коллектива". К ним никто не прислушался, и 27 числа прямо по окончании спектакля зрителям было объявлено, что артисты начинают протестную голодовку, чтобы отстоять будущее ТЮЗа.

Владимир Золотарь, главный режиссер Нижегородского ТЮЗа

Владимир Золотарь, главный режиссер Нижегородского ТЮЗа

Lenta.ru

Это был сильный ход: не часто у нас голодают в защиту творчества. Но областные и городские власти отнеслись к происходящему скептически, и единственная попытка переговоров между чиновниками и артистами сорвалась. Тем временем пресса подхватила историю, и какие-то внешние механизмы не могли не начать работать. Вмешаться в ситуацию решил Союз театральных деятелей, и это было правильное решение, хотя и удивительно неспешное: голодовка началась 27 августа, а комиссия приехала на место только 2 сентября. К этому времени число участников акции выросло с 11 человек до 24, причем в их числе оказался уже и сам главный режиссер. В одном из интервью он констатировал, что оказался в двусмысленной ситуации: с одной стороны, не он начал конфликт, и на него давят власти, поэтому он вынужден просить людей поберечься; с другой стороны, он не может не быть с ними. "Реакция труппы, их надежда и доверие ко мне лишают меня возможности маневра. Сейчас у меня два прямых начальника - директор театра и художественный руководитель, которые являются ставленниками департамента культуры. Мои планы на этот сезон под угрозой. Но заявление об уходе будет чудовищным предательством коллектива. Получится, что я их брошу в этой безвыходной ситуации", - объяснил Золотарь.

Конфликтная комиссия СТД, добравшись до Нижнего, сумела добиться двух вещей: во-первых, она убедила артистов прекратить голодовку, во-вторых, усадила всех за стол переговоров. Итог переговоров, на первый взгляд, кажется хорошим: труппа ТЮЗа поделится на две части. Одни артисты останутся с Симакиным, а остальные будут работать с Золотарем. Наблюдать за процессом будет СТД. Как это возможно технически при сохранении, скажем, общего бюджета (а о его разделе пока никто не говорит)? Как кроить деньги, и без того небольшие, на большее количество спектаклей? Как делить сцену, гримерки, реквизит и так далее? В голову тут же приходят печальные истории недавних времен: расколы МХАТа и Театра на Таганке.

В этой грустной, но не безнадежной истории явственно слышится Александр Островский, написавший лучший панегирик русским актерам: "Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты - вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше