Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Заговор во имя перестройки Журналисты рассказали о попытке Горбачева свергнуть Эриха Хонеккера

Немецкие журналисты Дирк Банзе (Dirk Banse) и Манфред Киринг (Manfred Quiring) 13 августа опубликовали на страницах Die Welt и Berliner Morgenpost развернутую статью, в которой, опираясь на попавшие к ним в руки протоколы из Кремля и воспоминания современников, утверждали, что еще в 1987 году, за два года до падения Берлинской стены, Михаил Горбачев планировал отстранить от власти Эриха Хонеккера и передать власть в руки реформаторов. Однако перестройки по-немецки не получилось, и может быть, даже к лучшему: вместо нее произошло объединение Германии.

Как отмечают журналисты, ортодоксальный "сталинист" Эрих Хонеккер вызывал понятное неприятие у Михаила Горбачева, который затеял проведение политики гласности и перестройки. Еще в январе 1987 года на заседании Политбюро генеральный секретарь ЦК КПСС якобы заявил, что политически Хонеккер все больше отдаляется от руководства СССР. Особенное неудовольствие Горбачева, как отмечается, вызывал формально узаконенный Хонеккером в 1982 году приказ стрелять по перебежчикам, пытавшимся перейти внутригерманскую границу.

В ходе одного из визитов Эриха Хонеккера в Москву Горбачев дал выход накопившемуся раздражению и заявил: "Если ты там у вас испытываешь сложности с тем, чтобы разъяснить населению нашу политику, ты позвони мне, я приеду к вам, мы вместе пойдем пообщаемся с людьми и выясним, является ли социализмом то, что мы делаем у себя, или нет". Однако Хонеккер, судя по всему, не собирался слушать Горбачева и проводить перестройку в ГДР, поэтому в руководстве СССР и задумались об отстранении его от власти.

Маркус Вольф. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>AFP</a>

Маркус Вольф. Фото AFP

Lenta.ru

Главную роль в этом должен был сыграть бывший руководитель внешней разведки ГДР, генерал-полковник государственной безопасности (Штази) Маркус Вольф, которого многие считают едва ли не лучшим шпионом периода "холодной войны". Вольф пользовался у Москвы особым доверием, был "наполовину русским", так как с 1934 по 1945 год, будучи ребенком, жил в СССР вместе с родителями, которые бежали из Германии, спасаясь от нацистов. В 1986 году, после 30 лет, проведенных во главе разведслужбы, Вольф неожиданно ушел в отставку. Одни считали это опалой, другие - следствием провала ряда агентов на Западе, третьи объясняли случившееся тяжелой болезнью главы Штази.

Между тем, как утверждает бывший член Политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), первый секретарь окружного комитета Восточного Берлина Гюнтер Шабовски (Guenter Schabowski), отставка была организована для того, чтобы развязать Вольфу руки в подготовке операции по смещению Хонеккера. В своей книге "Мы почти все сделали неправильно: последние дни ГДР" (Wir haben fast alles falsch gemacht: Die letzten Tage der DDR) Шабовски утверждает, что в начале 1987 года Горбачев послал в ГДР своего доверенного человека - генерала Владимира Крючкова, в то время занимавшего пост зампредседателя КГБ СССР и возглавлявшего внешнюю разведку.

Официально Крючков приехал на отдых, однако, по утверждению Шабовски, настоящей целью визита была организация операции по отстранению Эриха Хонеккера от власти. По приезду в ГДР Крючков попросил, чтобы по стране его сопровождал не кто иной, как Маркус Вольф. В феврале 1987 года в Дрездене состоялась тайная встреча между Крючковым, Вольфом и другом Вольфа - главой дрезденского отделения СЕПГ Хансом Модровым (Hans Modrow), который внутри СЕПГ считался "реформатором социалистической системы", открыто симпатизировал Михаилу Горбачеву и проводимой им политике гласности и перестройки.

Ханс Модров. Фото Bundesarchiv

Ханс Модров. Фото Bundesarchiv

Lenta.ru

Именно реформатор Модров якобы должен был стать "немецким Горбачевым", придя на смену Хонеккеру. На Вольфа возлагалась, пожалуй, самая сложная задача: он должен был служить главным организующим и связующим звеном между немецкими реформаторами, армией ГДР и спецслужбами. Третьим проводником новой политики "гласности" и "перестройки" по-немецки должен был стать бургомистр Дрездена Вольфганг Бергхофе (Wolfgang Berghofe). Тот факт, что Горбачев во второй половине 80-х активно искал замену Хонеккеру, также подтверждает бывший глава службы внешней разведки ФРГ Ханс-Георг Вик (Hans-Georg Wieck), который с 1977 по 1980 годы работал послом в СССР и был хорошо информирован о происходящем внутри КПСС.

Что касается самого Михаила Горбачева, то он через своего пресс-секретаря Карена Карагезяна (Karen Karagesian) сообщил журналистам Berliner Morgenpost, что не помнит, посылал ли Крючкова к Модрову или нет. По словам Карагезяна, Горбачев и не должен был об этом знать: о всех перемещениях Крючкова ему стали докладывать лишь год спустя, в 1988-ом, когда Владимир Крючков встал во главе КГБ. Со своей стороны Ханс Модров, который в настоящий момент является председателем "Совета старейшин" партии "Die Linke" ("Левые"), подтвердил, что 4 марта 1987 года действительно встречался с Крючковым в Дрездене: тот хотел знать его мнение о ситуации в ГДР, а об отстранении Хонеккера от власти речи, по словам Модрова, не шло.

Берлин 11 ноября 1989. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>AFP</a>

Берлин 11 ноября 1989. Фото AFP

Lenta.ru

Впрочем, есть и другие свидетельства. В Дрездене "находящийся на отпуске" Крючков также встретился с ученым-экономистом Манфредом фон Арденне (Manfred von Ardenne). Сын фон Арденне, Томас, рассказал журналистам Berliner Morgenpost, что отец в один из дней выглядел очень возбужденным, а потом сообщил, что Крючков напрямую спросил его, хотел бы он видеть Модрова вместо Хонеккера или нет. Со своей стороны доверенное лицо Маркуса Вольфа, бывший обер-лейтенант Штази Гюнтер Бонзак (Guenter Bohnsack) также рассказал, что его шеф, несомненно, вынашивал планы по проведению перестановок в руководстве ГДР. В любом случае из этой затеи ничего не вышло. По словам Бонзака, Вольфу не удалось убедить армейское командование присоединиться к "заговору реформистов".

Ну а если бы заговор удался, изменило бы это что-нибудь? Вряд ли, потому что уже давно было поздно. Спустя два года, в 1989 году, произошло фактически все то же самое, к чему стремились Горбачев, Вольф и Модров. 19 октября, после массовых демонстраций протеста жителей ГДР, Хонеккер был "по собственному желанию" освобожден от всех занимаемых постов, и к власти пришли реформаторы. 13 ноября премьер-министром ГДР был избран Ханс Модров. Однако он уже не мог взять ситуацию под контроль, был вынужден следовать вдогонку за событиями и сумел продержаться у власти лишь до апреля 1990 года. А уже 3 октября 1990 года ГДР прекратила свое существование. Маркус Вольф, который на волне демократизации попытался начать новую политическую карьеру, был освистан и в 1990-м временно бежал из страны. Владимир Крючков все-таки сумел поучаствовать и в заговоре, и в попытке переворота, только это было не уже с ГДР, а в СССР. Неудавшийся этот переворот получил название ГКЧП и был направлен ни против кого иного как Михаила Горбачева. А в декабре 1991 года с политической сцены сошел и сам Горбачев. Ни заговора, ни перестройки не получилось.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше