Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

К вам едет прокурор Медведев задумался над смыслом существования госкорпораций

Президент России Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре до 10 ноября проверить госкорпорации и по итогам расследования сделать вывод, нужны ли они вообще. Сам президент в данном вопросе, похоже, пока не определился, хотя указ о создании очередной государственной корпорации был подписан не кем иным, как Медведевым 17 июля 2009 года.

Госкорпорации, которые в России начали создавать в период президентства Владимира Путина, называли основным инструментом государственных инвестиций в приоритетных отраслях. Из-за особенностей российской бюрократической системы эта правовая форма была удобна тем, что позволяла более оперативно распределять денежные потоки на конкретные проекты. Критики же расценивали громоздкие непрозрачные образования как очередной шаг от рынка к госкапитализму.

Сейчас в России действует уже восемь госкорпораций. Это Внешэкономбанк, "Ростехнологии" (объединяет крупнейшие промышленные активы государства), Агентство по страхованию вкладов, "Росатом", "Олимпстрой" (ведает подготовкой к Олимпиаде в Сочи), Фонд содействия реформированию ЖКХ, "Роснанотех" (отвечает за развитие нанотехнологий), а также "Автодор" (объединяет строительство и эксплуатацию автодорог). Лишь последнее образование было создано в период президентства Дмитрия Медведева. Естественно, что любое "покушение" на этих монстров со стороны президента было бы противопоставлением экономической политики Кремля политике правительства.

В марте кремлевские юристы посоветовали Медведеву упразднить госкорпорации как особую форму юридических лиц, а также запретить создавать новые. Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовил "Концепцию развития законодательства о юридических лицах". Авторы данного документа, среди прочего, утверждали, что все существующие госкорпорации должны быть лишены привилегий и особого статуса, после чего - трансформированы в иные формы юридических лиц.

Разработчики законопроекта предлагали президенту начать преобразования с законодательного запрета на создание новых корпораций. Предполагалось, что это помешает возникновению еще одной подобной организации - "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). Окончательный вариант концепции должен был быть представлен Дмитрию Медведеву к 1 июня.

Прошло два месяца: казалось, что президент решил публично не реагировать на громкое выступление своих коллег. В середине июля 2009 года Медведев подписал указ о создании "Автодора" (хотя и названа формально эта структура была госкомпанией), продемонстрировав, что в этой области экономической политики Владимира Путина сохраняется преемственность. Казалось, на юридические коллизии в законах о госкорпорациях в Кремле было решено закрыть глаза.

Однако уже 7 августа Медведев решил вернуться к дискуссии о госкорпорациях. Он поручил генеральному прокурору России Юрию Чайке и начальнику Контрольного управления главы государства Константину Чуйченко провести комплексную проверку работы госкорпораций, чтобы оценить их эффективность и необходимость в рамках экономики России.

В ходе проверки, по сообщению пресс-службы Кремля, особое внимание будет уделено эффективности использования госкорпорациями активов и средств, полученных от государства. При этом "по итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация".

Многие чиновники, впрочем, не в первый раз покушаются на "целесообразность". В Минфине, к примеру, давно уже точат зуб на госкорпорации. Так, в феврале 2009 года министерство жаловалось, что у руководства госкорпораций слишком высокая зарплата, и предлагало ее "подрезать". При этом чиновники Минфина даже не смогли четко определиться с размером необходимых сокращений, поскольку располагали данными об окладах топ-менеджмента в госкорпорациях лишь на март 2008 года (госкорпорации обязаны предоставлять квартальные и годовые отчеты о расходах средств непосредственно президенту).

Не добавил популярности госкорпорациям и громкий скандал, в центре которого оказался Фонд ЖКХ. По итогам проверки, которую весной этого года проводила Генкрокуратура, топ-менеджмент Фонда был обвинен в расточительстве. Его руководитель - Константин Цицин - получил годовой бонус в 16,5 миллиона рублей, что в три с половиной раза превысило доход Путина за прошлый год, отмечает Reuters. Заместители гендиректора фонда летали бизнес-классом, селились в дорогих гостиницах и возмещали расходы на химчистку и алкоголь.

В июле Генпрокуратура добилась, чтобы гендиректор полностью вернул полученное вознаграждение государству, а члены правления фонда – частично. После этого общий объем бонусов топ-менеджерам фонда по итогам года снизился более чем на половину. Расходы на оплату труда одного работника Фонда ЖКХ в текущем году и вовсе снизились на 30 процентов.

Впрочем, по-настоящему в Минфине недовольны госкорпорациями не из-за такой мелочи, как раздутые зарплатные ведомости. Министерство, которое определяет расходы и доходы бюджета, взяло линию на консервативную финансовую политику. Существование же под боком такого резерва, как госкорпорации, в бюджеты которых были выделены сотни миллиардов рублей, чиновники Минфина вниманием не обошли.

Сегодня правительство с гораздо большей неохотой, чем раньше, выделяет деньги на инвестиционные нужды - в 2010 году бюджет более чем на 70 процентов будет "социальным". Теперь развитие нанотехнологий и поддержка предприятий-полубанкротов - уже не приоритет для министров Путина. Недаром Минфин, после того как бюджет на 2009 год был сверстан с дефицитом, заговорил о перераспределении части средств госкорпораций в бюджет. "Роснано" и Фонд ЖКХ вернут правительству 164 миллиарда рублей свободных средств, которые не планировали потратить в 2009 году.

Одним махом все госкорпорации, мода на которые в России постепенно сходит на нет, убрать, конечно, не удастся. Средства им на инвестпроекты уже выделены и даже частично потрачены, некоторые же из них превратились в столь сложные структуры, что трогать их будет себе дороже. "Олимпстрой", к примеру, ограничивать в бюджетах и полномочиях, скорее всего, не будут. Эта организация ведет имиджевую для России стройку в Сочи, поэтому легче ее оставить в покое. Придет время – отомрет сама.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше