Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Серые колонны Бундесвер набирается опыта в Афганистане

В конце июля 2009 года военнослужащие бундесвера совместно с афганской армией начали масштабное наступление на талибов на севере Афганистана. В операции "Орел", развернувшейся в окрестностях Кундуза, приняли участие 900 афганцев и около 300 немецких солдат из состава сил быстрого реагирования международного контингента по поддержанию стабильности в Афганистане (ISAF). Впервые за весь период нахождения в стране бундесвер применил против боевиков бронетехнику и тяжелое вооружение и в итоге поставил под свой контроль главный опорный пункт талибов город Чардара. Боевики потеряли, по меньшей мере, 13 человек убитыми, несколько десятков получили ранения.

На фоне многочисленных сообщений о боевых столкновениях коалиционных сил с талибами в Афганистане это событие может показаться не особо значимым. Но только на первый взгляд. Ранее немецкий контингент в Афганистане старательно воздерживался от активных военных действий, основное внимание уделяя подготовке афганской армии и полиции, чем навлек на себя критику со стороны американцев, британцев и канадцев, сражавшихся с талибами на юге страны и требовавших помощи. Широко распространилось мнение, что немцы "отсиживаются" на относительно спокойном севере.

В какой-то степени это было верно. Осторожность, помноженная на бюрократическую зарегулированность, снижала эффективность действий немецкого контингента, заставляла рассматривать бундесвер как "слабое звено" ISAF, а порой вызывала недоумение. Известный журналист Ахмед Рашид в книге "Descent into chaos" отмечает, что из всех западных союзников немцы в Афганистане отличались самыми нелепыми предписаниями: бундесвер не мог действовать с наступлением темноты, каждый патруль должна была сопровождать машина "скорой помощи", что фактически делало невозможным патрулирование в горах.

Меры по самозащите были грандиозны: оборудование базы бундесвера в аэропорту Мазари-Шарифа, которая на первых порах должна была принять 1500 военнослужащих, обошлось в 70 миллионов евро. На возведение небольшого военного городка ушло 75 тысяч тон стали и 300 тысяч тонн бетона. Основательно, как Атлантический вал. И тем разительнее отличаются от прошлой оборонительной тактики сегодняшние действия немецких войск. В наступлении на талибов в районе Кундуза были задействованы не только немецкие БМП "Мардер" и тяжелое вооружение, но и самолеты. Какие, не уточняется, известно лишь, что авиационная поддержка использовалась неоднократно. Чем вызваны такие перемены?

По официальной версии, озвученной министром обороны ФРГ Францем Йозефом Юнгом (Franz Josef Jung) и генерал-инспектором Вольфгангом Шнайдераном (Wolfgang Schneiderhan) (высшее воинское звание в бундесвере), операция "Орел" была предпринята в ответ на резкое ухудшение обстановки вокруг Кундуза, где участились нападения талибов. Главной целью было выбить боевиков из региона, восстановить над ним свой контроль и тем самым обеспечить безопасность предстоящих в августе в Афганистане президентских выборов. Одновременно операция стала пробой сил для подготовленных немецкими инструкторами афганских солдат и полицейских.

Военнослужащий бундесвера на воздушном патрулировании в афганских горах. Фото с сайта bundeswehr.de

Военнослужащий бундесвера на воздушном патрулировании в афганских горах. Фото с сайта bundeswehr.de

Lenta.ru

Операция также имеет немаловажное стратегическое значение. В условиях крайне напряженной обстановки на юге и востоке Афганистана, на афгано-пакистанской границе и в самом Пакистане под угрозой оказалось снабжение коалиционных сил ISAF с юга. Тем большую значимость приобретает снабжение с севера. Исламские боевики это прекрасно понимают и пытаются его нарушить. За последнее время в северных районах значительно активизировались такие группировки, как Исламское движение Узбекистана и Исламский союз джихада, куда входят узбекские и чеченские боевики. Бундесвер, очевидно, тоже должен был активизироваться, чтобы им противостоять.

Не меньшее значение имеют внутренние причины, которые относятся к самой ФРГ. Осторожность первых лет пребывания в Афганистане сыграла злую шутку. Так, статс-секретарь министерства внутренних дел Август Ханнинг (August Hanning) отметил, что, по имеющимся у него данным, исламисты считают немцев "слабым звеном" ISAF и поэтому намерены нанести удар именно против "колеблющейся и нерешительной" Германии, чтобы ослабить коалицию. В ФРГ осенью 2009 года пройдут выборы в бундестаг, и немецкие спецслужбы опасаются повторения "испанского варианта", когда в 2004 году террористы устроили серию взрывов в пригородных электричках Мадрида, приведших к многочисленным жертвам. В итоге консервативное правительство Хосе Марии Азнара пало, а на выборах победили социалисты во главе с Хосе Луисом Родригесом Сапатеро, которые вывели испанские войска из Ирака.

На бундесвер легла важная задача: доказать, что Германия не является "слабым звеном" международной коалиции. Решать ее приходится в условиях, которые, по словам находящихся в Афганистане немецких солдат и офицеров, в последнее время больше всего напоминают войну. И добиться успеха здесь можно только в том случае, если разрешить солдатам воевать, а не заставлять их отсиживаться за бетонными заграждениями в Мазари-Шарифе. Впрочем, безотносительно от конкретных целей, стоящих в данный момент перед немецкими военнослужащими, афганская кампания, в целом, способствует возрождению боевого характера немецкой армии. Вопрос болезненный и острый, принимая во внимание события XX века, однако тенденция налицо.

Речь идет не только об операции в районе Кундуза. За прошедшие месяцы министерство обороны и командование бундесвера без громкой огласки провели несколько реформ, которые оказались неожиданностью для депутатов парламентского комитета по обороне. Так в апреле 2009 года из немецкой версии операционного плана НАТО в Афганистане была полностью удалена следующая формулировка: "Применение военной силы, которое может повлечь за собой смерть, запрещено пока не произойдет нападения противника или его неизбежность станет несомненной". Другая осторожная формулировка "применение соразмерной силы" заменена на более привычное и понятное слово "нападение/атака". Тем самым солдаты бундесвера получили возможность более активно применять оружие в наступательных целях.

Военнослужащий бундесвера на проверке в афганской деревне. Фото с сайта bundeswehr.de

Военнослужащий бундесвера на проверке в афганской деревне. Фото с сайта bundeswehr.de

Lenta.ru

Кроме того, после долгих дебатов была значительно переработана памятка для солдат - карманная карта (Taschenkarte), которую каждый военнослужащий должен был обязательно иметь при себе и знать наизусть. Эта подробная инструкция на семи страницах, разработанная где-то в тиши кабинетов и явно не военнослужащими, являлась, пожалуй, наиболее ярким образцом того, как солдат пытались научить воевать не воюя. В частности, перед тем как остановить подозреваемого, немецкий военнослужащий ISAF должен был трижды (!) крикнуть: "Стой, а то буду стрелять", - на английском, дари и пушту.

Запрещалось открывать огонь, если не произошло нападения. Запрещалось стрелять по убегающим людям. Запрещалось стрелять в нападавшего, если он бросил оружие. Иными словами, если на патруль бундесвера напали талибы, положили двоих солдат, а потом отбросили в сторону оружие, то оставшиеся военнослужащие уже не могли их застрелить. Таким образом, солдаты, ведущие войну в Афганистане, имели меньше прав, чем обыкновенный полицейский в маленьком и сонном немецком городишке, где ничего не происходит. Памятка была изменена. Некоторые оказавшиеся ненужными параграфы вычеркнуты. Параграф номер 3 "Применение военной силы для выполнения задания" встал на место параграфа номер 2 "Применение военной силы в целях самозащиты" и тем самым очевидно приобрел приоритетное значение.

Изменения коснулись не только инструкций, но и наград. Специально для того, чтобы отметить действия солдат в Афганистане, в октябре 2008 года был учрежден Почетный крест за храбрость - новая высшая награда бундесвера. 6 июля 2009 года состоялось первое награждение. Кресты получили четверо солдат, отличившихся при спасении раненых товарищей. Изменилась даже лексика применительно к военнослужащим, погибшим в Афганистане (всего в Афганистане погибли 35 немецких военнослужащих). Министр обороны Юнг стал говорить о "павших", что не осталось незамеченным.

В этой связи стоит упомянуть еще одно символичное событие: 8 сентября в Берлине будет открыт мемориал солдатам бундесвера в память о 2900 военнослужащих и гражданских сотрудниках, погибших с момента создания бундесвера в 1955 году. Мемориал работы скульптора Андреаса Мекка (Andreas Meck) будет представлять собой прямоугольную железобетонную конструкцию с колоннами, покрытую бронзовым покрывалом, чем-то напоминающим маскировочную сетку. Внутри будет находиться "комната молчания", где можно будет зажигать свечи и возлагать венки.

Изменение тактики в Афганистане с оборонительной на более активную наступательную, появление новых наград за храбрость и монумента в Берлине являются звеньями одной цепи. Правительство ФРГ на протяжении 60-и лет работало над воссозданием государства, которое было бы полноправным во всех областях. Последней такой областью, как отмечает Spiegel, было право стрелять. Его очень нелегко было добиться после Второй мировой войны. Однако благодаря Афганистану, кажется, и это удалось.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше