Экономика
19:45, 15 июля 2009

Где найти триллионы? Правительство не определилось, как покрывать дефицит бюджета

В правительстве России нет единого мнения о том, за счет чего покрывать дефицит бюджета в 2010 году. Это стало понятно после того, как чиновники "вбросили" в деловые издания сразу несколько вариантов привлечения средств. До сих пор остается непонятным, у кого, сколько и на каких условиях будет занимать правительство. Ясно лишь, что речь идет о миллиардах и триллионах рублей.

В течение июля правительство окончательно определилось с прогнозами на будущий год, которые будут ориентирами для экономической политики по крайней мере на несколько месяцев – пока не придет время новых прогнозов. О них мы почти наверняка узнаем осенью, когда станет ясно, будет ли вторая волна кризиса и если да, то насколько мощной она окажется.

По последним данным чиновников, ВВП в 2010 году вырастет на один процент при цене на нефть в 55 долларов за баррель. Доллар при реализации такого сценария будет стоить 34,5 рубля (для сравнения, сейчас – 32 рубля), а инфляция составит 10 процентов.

Что касается бюджетных характеристик, то в 2010 году доходы составят приблизительно 6,5 триллиона рублей – это на 200 миллиардов меньше, чем в текущем году. Расходы уменьшатся на 500 миллиардов рублей до 9,2 триллиона. В итоге дефицит получится, как несложно посчитать, - 2,7 триллиона рублей. Именно столько нужно найти правительству, чтобы справиться со своими расходами. Какие же у чиновников есть варианты для обеспечения всех потребностей?

Вариант первый: экономия

То, что времена неслыханной государственной щедрости, когда миллионы и миллиарды рублей выделялись на разного рода инвестиционные проекты, прошли, стало понятно еще в начале 2009 года: на это время пришлось спешное формирование нового бюджета на текущий год. В 2010 году речь уже может пойти о скупости – чиновники намерены значительно сократить выделение средств из бюджета.

Дело в том, что в 2010 году правительству потребуются огромные средства на выполнение обещаний по увеличению пенсий и зарплат. Социальной стабильностью чиновники пожертвуют навряд ли: 6 июля премьер-министр Владимир Путин пообещал, что 73 процента бюджетных расходов будут социальными.

Ранее Путин обещал увеличить пенсии в 2010 году на 45 процентов по сравнению с 2009 годом и вдвое по сравнению с 2008-м. По расчетам "Независимой газеты", это означает, что в 2010-м пенсионерам будут платить по 9100-9800 рублей в месяц.

Где взять эти деньги, в Пенсионном фонде не знают: в конце июня председатель правления Пенсионного фонда России Андрей Дроздов заявил, что средний размер трудовой пенсии не превысит 7800 рублей. А в Госдуме не смогли насчитать и этого: по данным члена думского комитета по бюджету Оксаны Дмитриевой, большая часть пенсионеров сможет рассчитывать на пять-шесть тысяч рублей, а семь-восемь тысяч будут получать только пенсионеры старше 75 лет.

Если обещание Путина все же будет выполнено, то финансироваться увеличение пенсий снова будет за счет бюджета. Следовательно, его придется сокращать в других местах. В каких, пока неизвестно, но уже точно понятно, какими будут приоритеты: помимо "социалки" правительство будет вкладываться в высокотехнологичные отрасли – космос, атомную энергетику, электронную промышленность.

В рамках подготовки сокращения бюджета Владимир Путин 14 июля потребовал у Совета Федерации отказаться от любых форм лоббизма при обсуждении бюджета. Как отмечает газета "Коммерсант", фактически это означает, что Совет Федерации оставили не у дел, ведь его члены и должны представлять (читай - лоббировать) интересы регионов.

Вариант второй: взять в долг

Сократить расходы бюджета таким образом, чтобы не пришлось брать в долг, невозможно. Минфину все равно придется искать способы привлечения в казну заемных средств, но вот сколько именно Россия возьмет в долг и, главное, у кого, пока неизвестно.

Любопытно, что еще в начале лета этот вопрос казался наиболее проработанным. В Минфине отмечали, что 5-10 миллиардов долларов Россия займет на внешних рынках, а заимствования в рублях увеличатся почти в два раза до триллиона рублей. В июле оказалось, что эти цифры далеко не окончательные.

Так, газета "Ведомости" со ссылкой на свои источники в правительстве 15 июля написала, что от идеи резкого увеличения заимствований на внутреннем рынке решено было отказаться. По данным источника, в случае выпуска большого числа рублевых ценных бумаг государство стало бы прямым конкурентом частным компаниям.

Под вопросом оказалась и сумма внешних заимствований. Все те же источники "Ведомостей" пояснили, что часть чиновников считает кредиты от международных организаций скатыванием в долговую яму, откуда России только-только удалось выбраться: в течение 10 лет правительство не брало взаймы за рубежом и даже смогло погасить большую часть долга.

Кроме того, в правительстве обращают внимание и на то, что финансирование понадобится в условиях кризиса большинству стран мира. Это означает, что конкуренция за кредиты на рынке будет очень высокой, и России, с ее сырьевой экономикой, будет не просто добиться хороших условий по займам.

Есть в привлечении средств на зарубежных площадках и еще один неприятный для правительства аспект. Всем известно, что сейчас Россия кредитует дружественные ей страны под беспрецедентно низкие проценты, причем речь идет о миллиардах долларов. Привлекая потом те же самые миллиарды на рынке, чиновники идут на прямые убытки и, следовательно, обрекают себя на критику: не заметить столь нелогичных действий невозможно.

Днем 15 июля Минфин фактически подтвердил данные СМИ. Заместитель министра финансов Дмитрий Панкин объявил, что чиновники не определились даже с порядком цифр по заимствованиям в ближайшие годы. "Данные сырые, каждый день они меняются", - пожаловался Панкин.

Вариант третий: потратить все

В середине июля в СМИ был вброшен очередной вариант решения проблемы. По данным "Ведомостей", в правительстве рассматривают возможность использования Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита бюджета.

Напомним, что в 2008 году единый Стабфонд был разделен на две неравные части – Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд. У этих фондов отличались правила инвестирования средств и, кроме того, ФНБ не должен был тратиться на текущие нужды: только на финансирование пенсий и ограниченный ряд других государственных расходов.

Резервный фонд уже успешно тратится для покрытия дефицита бюджета 2009 года. За полгода его объем сократился на 1,6 триллиона рублей до трех триллионов. К началу 2010 года в фонде останется от полутора до двух триллионов в зависимости от цен на нефть. В любом случае это означает, что на покрытие дефицита 2010 года средств Резервного фонда не хватит. Тут-то и может понадобиться ФНБ – его объем к 1 июля 2009 года составлял 2,8 триллиона рублей.

Скорее всего, в конце концов чиновники придут к выводу, что необходимо использовать все варианты привлечения средств в бюджет. Можно даже предположить, что займет правительство больше, чем нужно: слишком уж непопулярной мерой является сокращение расходов, да и лоббисты, несмотря ни на какие угрозы Путина, не исчезнут ни из парламента, ни из правительства. Расплачиваться за дефицит бюджета все равно в ближайшее время не придется: ведь либо Россия проест старые нефтяные деньги, либо возьмет кредиты с погашением в следующие десятилетия.

< Назад в рубрику