Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Поклон маэстро Александр Ведерников уходит из Большого театра

Похоже, Большой театр вступает в пору кадрового разброда. В начале зимы его покинул главный хореограф Алексей Ратманский, а середина июля ознаменовалась сообщением об уходе с поста главного дирижера и музыкального руководителя Александра Ведерникова. С потерей Ратманского театр совладал, создав "триумвират" хореографов, но как распорядиться вакансией главного дирижера?

О своем решении оставить Большой Ведерников подробно рассказал в интервью журналу "Эксперт". Материал получился замечательный: маэстро подробно, откровенно и умно говорил о ситуации в театре, вынеся наружу массу вещей, о которых иначе можно было только догадываться. Ведерникову представляется, что не только ГАБТ, но и оперный театр в России в целом нуждаются в радикальных реформах: "Опера, на мой взгляд, сегодня должна или вовсе не иметь постоянного состава солистов, или иметь весьма небольшой - и ориентироваться на людей, лучше всего в мире умеющих делать то или это". Сам Большой театр "архаичен" и негибок: "Народу много, структура самодостаточна, если чего-то и будут разгонять, то Большой в последнюю очередь. А раз над нами не каплет - чего мы будем усложнять себе жизнь?".

В театре фактически нет ни отдела по связям с общественностью, ни отдела маркетинга, нет абонементов, "системы, при которой билет в Большой театр служил бы приглашением для посещения России, что было бы прекрасным способом расширения географии публики, - нет", - констатирует маэстро, поясняя, в чем выражается самодостаточность и косность ГАБТ.

В словах главного дирижера явно звучит усталость от традиционного конфликта между творческими "двигателями" театра и его администраторами: "Главный порок системы Большого театра - что она система бюрократическая. Бюрократ в ней первое лицо. При нормальном разделении властей оно, может, так и надо: чтобы первым лицом был тот, кто подписывает финансовые бумаги, общается с сильными мира сего. Но когда этот бюрократ несет по уставу солидарную ответственность, в том числе за творческие вопросы, у него возникает куча соблазнов".

За восемь лет удалось сделать театр несколько более открытым. Удалось омолодить хор и оркестр - часто с помощью довольно непопулярных мер, пришлось и в суды ходить. Но сейчас они на хорошем счету - и действительно хорошо играют и поют. Удалось вернуть Большой театр на должный уровень мировой гастрольности.

Александр Ведерников о своих успехах

Странная "недоразделенность" управления в театре послужила причиной ухода Алексея Ратманского: он предпочел заниматься только хореографией, а не административным руководством труппой, которое съедало у него две трети рабочего времени. В ситуации с Ведерниковым все выглядит несколько иначе: маэстро как раз постепенно лишался полномочий, которыми располагал по контракту. В конце концов, усталость от театрального цикла "реформы-застой" и от неявного конфликта с администрацией, а также бесконечная эпопея с ремонтом основного здания принудили Ведерникова к уходу. Он не определился еще с планами: пока берет паузу, вообще хотел бы работать в России, но у него есть предварительная договоренность с двумя скандинавскими коллективами (интервью РИА Новости).
Послужной списокБиография Александра Ведерникова на сайте ГАБТ

Анатолий Иксанов, директор ГАБТ, традиционно сумел сделать хорошую мину при плохой игре и высказался очень дипломатично: "У меня самое доброе к нему отношение, никогда конфликтов не было, ни прямых, ни косвенных. Но, видимо, в результате совместной восьмилетней работы наши взгляды разошлись" (цитата по "Коммерсанту"). Иксанов знал о готовящемся уходе Ведерникова и предполагает в ближайшие годы работать сразу с несколькими выдающимися дирижерами разных поколений, в частности, с Александром Лазаревым, восемь лет руководившим оркестром ГАБТ, и Василием Синайским, в чьем послужном списке есть и оркестр Московской филармонии, и ГАСО. Кроме того, Большой заинтересован в молодых звездах - Теодоре Курентзисе, Владимире Юровском и Василии Петренко.

Достоинство нынешней Мариинки - то, что ее руководитель музыкант. Недостаток - то, что это очень экстенсивная система, которая делает все, что угодно, но только не играет как следует в Петербурге. Но пассионарность очень большая - и события большие. Такой… нормальный халифат. А система, механизм - на деле архаические и у нас, и там.

Александр Ведерников о Мариинском театре

Все это, конечно, замечательно, только совершенно непонятно, как быть с музыкальным руководством театра, которое лежало на плечах Ведерникова. Иксанов в интервью "Коммерсанту" спокойно уверяет, что "спешить не будем, да и не обязательно вот сейчас биться за то, чтобы срочно занять эту должность. Какое-то время побудет вакантной, ничего страшного. При таком наборе приглашенных дирижеров, который я назвал, качество не пострадает, а только наоборот". У Ведерникова эта политика вызывает только скепсис: "Такая структура, как Большой театр, безусловно нуждается в едином творческом хозяине. Как бы хорошо ни играл оркестр и ни пел хор на сегодняшний момент, все может очень легко уйти, потому что это объект постоянного надзора и тренинга со стороны музыкального руководства".

В балетной труппе похожий кризис был разрешен при помощи сложной конструкции, в которой Юрий Григорович отвечает за советскую классику, худрук Юрий Бурлака занимается административной работой и возобновляет дореволюционный репертуар, а Алексей Ратманский в качестве приглашенного хореографа ставит современные балеты. Не исключено, что администрация Большого театра будет создавать нечто подобное, своеобразное "коалиционное правительство" для оперной труппы. Это вполне вписывается в общую экстенсивную политику театра. Пессимизм Ведерникова не дает рассчитывать на то, что у Большого вдруг появится бешено энергичный реформатор, который заставит гигантскую машину театра двигаться поживее.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше