Россия
13:33, 11 июля 2009

Звуки денег Борьба за авторские права оказалась веселым и прибыльным занятием

В 1824 году Александр Пушкин получил за свою поэму "Бахчисарайский фонтан" гонорар в размере 3 тысячи рублей. Для сравнения: в Коллегии иностранных дел он зарабатывал 700 рублей в год. Это была революция в русской литературе: оказалось, что писательский труд может кормить. Из хобби он превратился в профессию. На радостях "наше все" подарил лозунг всем борцам за авторские права: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Сегодня эти стихи украшают шапку сайта Российского авторского общества. То, что вытворяет это самое общество, и впрямь достойно пера классика. Гоголя, например.

Вот уж скоро месяц, как вся российская блогосфера помирает со смеху над решением Кировского районного суда Ростова-на-Дону по поводу концерта группы Deep Purple, состоявшегося 19 октября 2008 года. Суд постановил взыскать с организаторов концерта (ООО "Юг-Арт") по 30 тысяч рублей за каждую из пятнадцати исполненных группой песен (итого – 450 тысяч). Истец – общественная организация "Российское авторское общество" (РАО) – посчитало, что "Юг-Арт" нарушило авторские права Иэна Гиллана, Роджера Гловера, Иэна Пейса, Ричи Блэкмора и Стива Морса. Деньги, полученные от "Юг-Арта" за "незаконное использование" песен Deep Purple, РАО намерено отдать музыкантам в виде авторских отчислений.

Ни группа Deep Purple, ни кто-либо из ее участников (действующих или бывших) не просил Российское авторское общество выбивать из организаторов концерта "роялтиз" за собственный концерт. РАО действовало по своей инициативе.

Как бы то ни было, нынешний порядок организации концертов предполагает, что приглашающая сторона платит гонорар группе, а авторские – РАО, которое потом перечисляет их опять-таки группе. Маленькая деталь: 15-процентную комиссию РАО удерживает в свою пользу. То есть если "Юг-Арт" проиграет кассацию, РАО получит с ростовского концерта Deep Purple 67,5 тысячи рублей.

Это, между прочим, уже не первый подобный случай. В мае чуть было не дошло до суда аналогичное дело, касающееся концерта Элтона Джона в Барвихе в декабре 2008 года.

Любимым чтивом блогеров в связи с делом о концерте Deep Purple стал форум "ЮрКлуб". Из рассуждений юристов, не всегда понятных обывателю, вроде бы следует, что с точки зрения законов все нормально: есть британская организация, которой Deep Purple доверили управление своими авторскими правами, а эта организация, в свою очередь, передоверила РАО управление этими правами на территории России. Причем Deep Purple запрещено самостоятельно собирать "роялтиз" с организаторов своих концертов что в России, что где-либо еще: тем самым они бы отбирали хлеб у профильных организаций, то есть у РАО и ему подобных.

Не успела еще общественность отсмеяться по поводу этих концертов, как Российское авторское общество снова порадовало. Оно подступилось к Российской футбольной премьер-лиге. Претензии были связаны с "Футбольным маршем" Матвея Блантера (ну вот, теперь РАО узнает про сайт Sovmusic.ru и выпилит его...). Это такой 15-секундный джингл, который звучит на стадионах перед началом каждого матча.

Вопрос был поставлен ребром: или не играйте марш – или платите. "Спорт-Экспресс" подсчитал, что цена вопроса – что-то около 2 миллионов рублей в год. Лига уж совсем было решила отказаться от музыки, но тут вдруг появился настоящий правообладатель – Татьяна Бродская, наследница Блантера, - и разрешила исполнять его бесплатно.

А вот российским гостиницам на таких "добрых самаритян" рассчитывать не приходится. К ним у РАО тоже есть претензии. Ход мысли такой: гостиница – это общественное место, стало быть, когда там играет музыка или включен телевизор – это может считаться публичным исполнением. Стало быть, опять-таки полагается платить "роялтиз". И тут уже совсем другие деньги: по 2 рубля за квадратный метр холлов и лифтов и по 0,1 процента выручки от сдачи номеров.

Другая важная статья доходов РАО – телевидение. Только два холдинга – ВГТРК ("Россия", "Культура", "Спорт", "Вести") и "ПрофМедиа" (MTV, ТВ3, "2х2") – и только за 2008 год заплатят ему 617 миллионов рублей. А это, между прочим, уже около 90 миллионов комиссионных – это вам не копейки премьер-лиги или концертных агентств. С радиостанции "Серебряный дождь" РАО состригло три процента годового дохода за 2007 год (за 2008 год радиостанция не заплатила – и получила судебный иск).

А в ноябре 2008 года РАО через суд взыскало 250 тысяч рублей с новосибирской прокатной компании "АртСайнс Синема Дистрибьюшн" в пользу авторов саундтрека к фильму "Турецкий гамбит". В общем, весело и разнообразно.

Вся эта прекрасная система действует в России с начала 2008 года – с того самого момента, когда вступила в силу пресловутая 4-я часть Гражданского кодекса. Законодательство не предусматривает никаких ограничений размеров комиссионных для организаций по коллективному управлению авторскими правами. На практике, как уже было сказано, в случае РАО комиссия составляет около 15 процентов. При этом, по данным за 2007 год, РАО потратило 806 миллионов рублей на выплаты авторам и еще 430 миллионов – на другие нужды (начиная от оплаты труда своих сотрудников и ремонта своих помещений и заканчивая благотворительностью и некими "совместными мероприятиями с творческими организациями"). В 2008 году поступления в бюджет РАО – больше 2 миллиардов, выплаты авторам – менее 1 миллиарда.

Юридически все сложно, но, насколько можно судить неспециалисту, все правильно. Однако остается ощущение, что где-то нас, ээээ, накалывают.

< Назад в рубрику