Культура
18:30, 29 июня 2009

От Сростков к "Турандот" В Москве выбрали лучшие спектакли сезона

Алвис Херманис, совсем, казалось бы, еще недавно приехавший покорять Москву со своим Новым Рижским театром, окончательно и бесповоротно стал ее любимцем и триумфатором. Самый расхваленный критиками спектакль сезона - "Рассказы Шукшина" Государственного театра Наций - назван лучшей работой уходящего театрального сезона, а его звезды Чулпан Хаматова и Евгений Миронов - лучшими артистами. Три статуэтки "Хрустальной Турандот" - таков завидный улов латышского режиссера.

О том, как Херманис отправил в шукшинские Сростки на Алтай своих артистов, прошлым летом гудели все российские телеканалы. Актеры привезли оттуда не выговор, не манеры-ухватки, а представление о том, как живут самые обычные люди, далекие от столиц, от театра, от искусства вообще. "Рассказы Шукшина" никоим образом не кокетничают с "народом", не пышут пафосом, а каким-то редким для сцены образом живут собственной жизнью. Сценограф "Рассказов" Моника Пормале сделала для спектакля большие фотографии жителей Сростков и вынесла на сцену длинную лавку. Этим реквизит практически и ограничен, поскольку главное место отведено артистам. Их у Херманиса восемь, все очень хорошие, но главные звезды и любимцы публики - Миронов и Хаматова - затмевают всех.

Для Евгения Миронова спектакль вообще превратился в бенефис: ему удается отыграть на сцене такую гамму характеров и эмоций, для какой обычно требуется три-четыре постановки. Самый грустный и скупой рассказ режиссер приберег для финала, это - "Степка", эталонная шукшинская новелла, открывающаяся знаменитой строкой "И пришла весна - добрая и бестолковая, как недозрелая девка". В нем Миронов играет Степана Воеводина, мужика, что сбежал домой из тюрьмы за три месяца до освобождения ("А то меня сны замучили - каждую ночь деревня снится"), а Хаматова - его любящую немую сестру. Одного этого эпизода дуэту было бы достаточно, чтобы претендовать на какую-нибудь немаленькую премию, но он - лишь один из десяти.

Еще одна актерская награда - за лучший дебют - досталась петербурженке Розе Шмуклер, сыгравшей у Евгения Каменьковича в "Улиссе" пять ролей. Этот почти шестичасовой opus magnum "Мастерской Петра Фоменко" только приступает к сбору наград (премьера "Улисса" состоялась 1 февраля 2009 года), лиха беда начало.

Приз за лучшую режиссуру унес в этот раз Дмитрий Крымов ("Школа драматического искусства") за спектакль "Опус №7", впервые показанный на фестивале "Территория". Крымов отмечен "Турандот" второй раз: в 2007-м его награждали за "Демона. Вид сверху". Есть в этом жесте какая-то правильная дипломатичность: призы достаются не только бесспорным фаворитам, но и сложным, экспериментальным, немассовым проектам.

На "Турандот" часто варьируют номинации: это очень правильно и удобно. Так, македонец Иван Поповски, хорошо известный москвичам ученик Петра Фоменко, получил в этом году один приз, но одновременно за лучшую режиссуру и сценографию спектакля "Времена… Года…", поставленного им в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. Для совсем маленькой сцены он придумал множество изящных и умных решений, которые органично связаны с музыкой (живой!) - от Чайковского до Астора Пьяцоллы.

"Хрустальная Турандот" - премия камерная и дружелюбная. Здесь изо всех сил стараются никого не обижать, не устраивают нервотрепку потенциальным лауреатам (никто не знает заранее о номинациях) и вообще делают праздник всеми силами. Устроители всякий раз как-нибудь по-новому обыгрывают историю капризной китайской принцессы и ее выбора женихов. В этом году премии исполнилось 18 лет, следовательно, Турандот наконец-то достигла совершеннолетия. Праздник не обошелся без потерь: церемонию в этот раз посвятили памяти Екатерины Максимовой, которая была членом жюри премии со дня ее основания.

< Назад в рубрику