Культура
17:54, 15 июня 2009

"Кинотавр" - ужасное настоящее Юбилейный сочинский кинофестиваль продемонстрировал глубину кризиса российского кино

Юбилейный "Кинотавр" завершился. В 20-й раз вручены основные награды, звезды отечественного шоу-бизнеса в 20-й раз бодро промаршировали в пляжных нарядах по нарисованной на асфальте дорожке, и в очередной раз столь привечаемые кинофестивалем молодые кинематографисты подтвердили своими работами основной лозунг сочинского фестиваля: "Кинотавр - настоящее российского кино!". Жаль только снова никто не поинтересовался: а кому нужно такое "настоящее"?

Сразу несколько наград, в том числе приз за сценарий и основной трофей "Кинотавра" стоимостью в 625 тысяч рублей, достались картине уральского режиссера Василия Сигарева "Волчок". Вторым главным событием кинофестиваля стала экранизация пьесы "модного пророка" столичных тусовок Ивана Вырыпаева "Кислород", который после успеха "Эйфории" решил продолжить свои эксперименты с длинным метром. Вырыпаев получил режиссерский трофей и поделил с Сигаревым "Белого слона" Гильдии киноведов и кинокритиков, так и не сумевшей определиться со своим выбором.

Поскольку ни ту, ни другую картину большинство отечественных зрителей не увидит, то стоит хотя бы попытаться вникнуть в краткое содержание фильмов, отражающих "настоящее" отечественного кинематографа.

Сигаревский "Волчок" - это фильм про девочек, застрявших в одном из кругов дантова ада. Одна из них, по дури забеременевшая, убивает своего хахаля и отправляется в места не столь отдаленные, где рожает дочь. Затем дочуру отдают на воспитание бабушке, которая совсем не горит желанием этим самым воспитанием заниматься. К семилетию девочки ее мамаша возвращается из заключения в сильном алкогольном опьянении с очередным мужиком, подцепленным по дороге, и начинает всеми возможными способами доказывать дочери, что та ей не нужна. Дочура же, которая и есть, собственно, Волчок, напротив, сильно любит мать и желает взаимности. И так далее.

А теперь честно: кто-нибудь хочет посмотреть фильм на эту тему? Не в начале 90-х годов, когда постсоветский нуар, пришедший на смену соцреализму, воспринимался откровением и пожирался зрителями без всякой меры и без консультации с врачом, а сегодня, в июне 2009 года? Сколь бы ни была хороша игра супруги режиссера Яны Трояновой, получившей приз "Кинотавра" за роль в этом фильме, и сколь бы ни была качественна сама постановка. Скажем так: вероятнее всего, кассовые сборы "Волчка" ограничатся теми самыми 625 тысячами рублей, составляющими цену "Гран-при".

Что же касается вырыпаевского "Кислорода", пропускающего десять библейских заповедей сквозь призму одурманенного травкой и рэпом сознания индивидов, которые по версии автора являются представителями нового поколения российских граждан, то любое описание тут будет во сто крат слабее оригинального текста.

"Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, тоже именно поэтому. Поэтому, именно поэтому, Санек из маленького провинциального городка, поняв, что больше не смотрит на жену свою с вожделением, а только с похотью, схватил лопату, и сперва, ударил ее по груди, прекратив танцы ее легких, потом краем лопаты рассек ей глаз, а после отрубил ей руку, ибо, пусть лучше пострадают члены, чем все ее, впрочем, не очень то уж, красивое тело, ввержено будет в геенну огненную".

Или вот.

"И как мусульманину неприятен вид толстой женщины в брюках, набивающей свой желудок гамбургерами из свинины, так и Дэвиду Гоферману из Нью-Йорка, неприятно находить женские волосы на своем подоконнике после взрыва 11 сентября, после того, как хозяйка этих волос, белокурая, полная женщина в брюках, отправилась в мусульманский ад, потому что внутри нее были не переваренные куски свиньи".

А теперь честно: много ли зрителей захотят услышать все это с большого экрана, пусть и приправленное музыкой группы "Маркшейдер кунст" и видами Рима, Парижа, Лондона и Дамаска, коими столь увлекается обладатель "Белого слона"? Скажем так: в основном те, кто, по версии самого Вырыпаева, "по ночам др...т на фото Анны Курниковой".

В первом случае отборочная комиссия "Кинотавра" приняла за высокохудожественное отражение современной действительности обычную манипуляцию содержанием, а во втором - неистовое стремление "модного пророка" еще больше эпатировать формой породившую его тусовку.

В этой связи на память приходит сто раз уже пережеванный "Миллионер из трущоб" Дэнни Бойла, который стал откровением 2008 года и по форме и по содержанию. Ужасы мумбайских трущоб вряд ли уступают по своей глубине ужасам российских глухих деревень, а ценности обитателей индийских помоек ничуть не лучше ценностей всяческих Саньков из недалекого Подмосковья, решающих свои проблемы при помощи лопаты.

Бойл ничего не приукрашивал. У него есть и религиозное безумие, заканчивающиеся убийством молодых женщин, и брошенные дети, и малолетние проститутки, и воровство, и полицейский произвол. И у него есть форма, которая и отличает хорошего режиссера от мыльного пузыря, считающего выпущенные кишки художественным образом, а матерную брань - катализатором драматизма ситуаций. Но главное, Бойл сумел увидеть во всем этом кошмаре и то, за что стоит бороться. И показать без ханжества и порций сахариновой морали свое видение зрителю. "Настоящее" российского кино, к сожалению, оказалось на это не способно. И даже премия за лучшую мужскую роль Бориса Каморзина, сыгравшего в фильме Николая Хомерики "Сказка про темноту", ситуацию не меняет.

Юбилейный "Кинотавр" закончился. Без намека на переосмысление типичной программы, как это сделали организаторы Каннского фестиваля, без признаков оздоровления российского кино. И слава Богу.

< Назад в рубрику