Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Мечты Пентагона Министр обороны США хочет развернуть объекты ПРО в России

Во вторник, 9 июня, министр обороны США Роберт Гейтс и председатель Объединенного комитета начальников штабов Майк Маллен выступили в оборонном подкомитете сенатского комитета по бюджетным расходам. Два руководителя, гражданский и военный, представляли сенаторам проект бюджета Пентагона на 2010 финансовый год, и речь, в частности, зашла о перспективах развития системы противоракетной обороны. Гейтс заверил законодателей, что в этом нелегком вопросе США и Россия приблизились к компромиссу.

Суть американо-российского спора о ПРО заключается в том, что Вашингтон хочет установить объекты своей оборонной системы в Восточной Европе, а Москва видит в этом угрозу своей национальной безопасности. Американцы утверждают, что развертывание элементов ПРО в Польше и Чехии необходимо для защиты союзников США от иранской ракетной угрозы, однако Москва сочла такой аргумент неубедительным и пригрозила "асимметричным ответом". Проект развертывания ПРО в Восточной Европе был запущен в период администрации Джорджа Буша, которая проводила в этом направлении жесткий курс, однако новые власти во главе с президентом Бараком Обамой демонстрируют большую гибкость.

Памятна мартовская история, когда в прессе появились сообщения о "сделке" между Обамой и Дмитрием Медведевым: американский президент якобы пообещал российскому пойти на уступки по ПРО, если Москва использует свое влияние на Тегеран и притормозит развитие его ядерной программы. Оба главы государства заявили, что о сделке речь не шла, но попытки найти компромисс не отрицали. Позднее в том же месяце главный дипломат в администрации Обамы, госсекретарь США Хиллари Клинтон, объявила, что сделает все возможное для вовлечения Москвы в проект создания ПРО и предположила, что "они [русские - Лента.ру] наконец начинают понимать": проект направлен не против России.

В том же духе высказывался и Роберт Гейтс - единственный член американского кабинета, перешедший в новую администрацию из старой: он утверждал, что США пытаются сделать Россию "полноценным партнером" программы ПРО. Недавно, 1 июня, Гейтс посетил Форт Грили - стратегический объект на Аляске, где размещены ракеты-перехватчики. В ходе визита министр провел непродолжительную встречу с прессой, на которой, в числе прочего, заявил, что хотел бы видеть систему ПРО в Европе такой: перехватчики в Польше и Чехии, а радары - в России. А на сенатском слушании во вторник министр рассказал, что возможность использования радаров или центров обмена данными на территории России уже стоит на повестке дня.

Изменение в настроениях Москвы Гейтс объяснил просто: российская сторона осознала опасность вооруженного ракетами Ирана. Глава оборонного ведомства даже наглядно представил сенаторам эволюцию мнения России. Он рассказал, что обсуждал ПРО и Иран c Владимиром Путиным в ходе своей первой встречи с нынешним премьер-министром РФ. Путин, сославшись на данные спецслужб, якобы заявил тогда, что иранцы в ближайшее десятилетие не смогут создать ракеты, долетающие до большей части Западной Европы и России. "И он показал мне карту, которую подготовили его парни из разведки, - вспоминал Гейтс, - а я сказал, что ему нужна другая служба разведки". К нынешнему моменту, если верить Гейтсу, ситуация значительно поменялась. "Фактически русским пришлось снова прийти к нам и признать, что в оценке актуальности иранской ядерной угрозы мы были правы, а они - нет", - объявил глава Пентагона и выразил надежду, что теперь дело пойдет на лад.

Вдаваться в подробности того, как именно может быть достигнут американо-российский компромисс и на какие уступки готов для этого пойти Вашингтон, Гейтс не стал.

Со своей стороны, российское Министерство обороны в среду заявило, что Москва курс не меняла. "Россия проводит последовательную согласованную внешнюю и военно-техническую политику под эгидой президента", - подчеркнул первый заместитель министра генерал-полковник Александр Колмаков. По его словам, конкретных предложений от США о развертывании на российской территории объектов ПРО пока не было, но если они поступят, российская сторона их рассмотрит.

Получается, что дискуссии о сотрудничестве с Россией, упомянутые Гейтсом, американцы пока что ведут между собой. Возникает резонный вопрос: откуда же взялся оптимизм Гейтса? Остается предположить, что Пентагон получил от России какие-то позитивные сигналы при подготовке к июльской встрече Обамы и Медведева в Москве. Два президента должны обсудить заключение нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, и Гейтс выразил надежду, что Медведев также решится на сотрудничество по ПРО.

Или можно заподозрить совсем уж нехорошее: не прикрывают ли оптимистичные высказывания Гейтса желание Пентагона зарезервировать в новом бюджетном году средства на дальнейшее развитие ПРО? Все-таки кризис на дворе, без сколько-нибудь определенных перспектив денег на дорогостоящий проект Сенат может и не выделить.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше