Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

ЕГАИС free Медведев признал систему контроля алкоголя в России неэффективной

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), с помощью которой чиновники планировали бороться с распространением поддельного алкоголя на российском рынке, признана неэффективной. 26 мая президент России Дмитрий Медведев на встрече с отечественными бизнесменами в своей подмосковной резиденции заявил, что созданная система "не работает", и предложил "призадуматься" о целесообразности ее существования.

Как сообщил газете "Ведомости" неназванный чиновник президентской администрации, слова Дмитрия Медведева "не следует трактовать как готовое решение или поручение". Однако понятно, что соответствующие ведомства в скором времени могут получить такие распоряжения, особенно учитывая замечание президента о том, что и до внедрения ЕГАИС у него была "полная уверенность, что это ничего не даст".

Как все начиналось

В рамках реформы алкогольного рынка в России ЕГАИС должна была внедряться на каждом предприятии, выпускающем спиртосодержащую продукцию. На каждом таком производстве должны были быть установлены электронные датчики, регистрирующие объем выпущенного спирта или водки и направляющие эту информацию на сервер Федеральной налоговой службы (ФНС). Кроме того, акцизные марки на бутылках с крепкими напитками должны были содержать штрихкод, с помощью которого можно было проверить, легально ли выпущен тот или иной напиток.

Введение ЕГАИС состоялось в 2006 году в два этапа. С 1 января заводам-изготовителям нужно было перейти на новые акцизные марки, а с 1 июля все производители, импортеры и оптовые торговцы алкогольными напитками должны были заносить всю информацию об обороте своей продукции в ЕГАИС, работая по системе электронных накладных.

Однако благие намерения властей об учете и контроле алкоголя повлекли за собой скандал, и не один. Сначала возникли сложности у оптовых продавцов алкоголя: из-за недочетов в ЕГАИС они не сумели вовремя - до 1 января 2006 года - получить акцизные марки нового образца. Большая часть заводов была вынуждена приостановить выпуск алкогольной продукции, возобновив его только в марте. Прямые убытки от простоя были оценены в миллиард рублей (около 32 миллионов долларов по текущему курсу).

В феврале новые акцизные марки появились, однако, по данным Росстата, за первые два месяца 2006 года производство алкоголя в России снизилось более чем вдвое. По итогам года выпуск водки сократился почти на 10 процентов по сравнению с 2005 годом, а спирта - более чем на 20 процентов.

В июле 2006 года стало понятно, что сервера ФНС не могут справиться с огромным объемом данных. Между тем после 1 июля спиртное со старыми акцизными марками было изъято из магазинов, и алкоголь практически исчез из магазинов. Впоследствии выяснилось, что в правительстве не были подготовлены необходимые постановления, контролирующие создание и внедрение ЕГАИС, а разработчики системы не имели должного техзадания для ее разработки. Всего потери отрасли от простоя оцениваются, по разным данным, от 230 миллионов до 2,5 миллиарда долларов.

После того, как созданием ЕГАИС стала заниматься структура ФСБ, в российских СМИ начала появляться информация, что конкурса на разработку системы контроля алкоголя, по сути, не проводилось. В частности, речь шла о том, что заданий на разработку не выдавалось, тендера не было, а компания "Атлас" просто сделала ЕГАИС и запустила ее в действие.

Участники рынка в 2006 году выражали уверенность, что к кризисной ситуации привела несогласованность действий трех из шести основных министерств, осуществляющих контроль над алкогольной отраслью, - Минфина, Минэкономразвития и Минсельхоза. В октябре 2006 года глава правительства Михаил Фрадков начал поиск виновных в сбое с ЕГАИС и поручил вице-премьеру Александру Жукову подготовить доклад о мерах, которые были приняты для исправления ситуации. Тем не менее в конце октября тогдашний президент страны Владимир Путин во время "Прямой линии" с россиянами отметил, что Фрадков пытался найти виновных и наказать, однако "так и не смог в конце концов этого сделать, потому что никто не хочет нести ответственность за неподготовленные решения".

В июне 2007 года руководитель ФНС Михаил Мокрецов направил письмо спикеру Госдумы Борису Грызлову, в котором признал, что ЕГАИС "не обеспечивает контроль за уплатой акцизов и не способствует сокращению доли рынка нелегальной продукции". В том же году разработчик ЕГАИС, подконтрольное Федеральной службе безопасности (ФСБ) ФГУП НТЦ "Атлас", был отстранен от дальнейшей разработки системы.

Смена состава

В ноябре 2007 года разработка ЕГАИС была передана ФГУП Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ), подконтрольному налоговой службе. Правительство выделило на доработку системы 420 миллионов рублей. Предполагалось, что новая версия системы будет запущена уже к концу того же года, однако из-за недоработок сроки ввода ЕГАИС все время сдвигались. Параллельно из-под учета ЕГАИС были выведены оптовые торговцы алкоголем, а сведения в ЕГАИС было предписано передавать только производителям и импортерам алкоголя.

В мае 2008 года разработанные ГНИВЦ программы прошли опытную эксплуатацию в четырех регионах - Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, а также в Краснодарском крае. В конце мая того же года ФНС гарантировала бесперебойную работу системы ЕГАИС для всех участников рынка, опасавшихся, что ввод новой ЕГАИС повлечет за собой такой же кризис, как и в 2006 году.

Московский попрошайка. Архивное фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>(c)AFP</a>

Московский попрошайка. Архивное фото (c)AFP

Lenta.ru

Сейчас разработку ГНИВЦ изучают в новом едином регуляторе алкогольного рынка — Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь). Новая служба была создана в январе 2009 года в соответствии с указом Дмитрия Медведева. Формирование подобного ведомства было ускорено после скандала с запуском ЕГАИС. Ориентировочно в ноябре текущего года на версии ЕГАИС, разработанной в ГНИВЦ, должна заработать вся отрасль.

Сейчас ЕГАИС во многом напоминает чемодан без ручки из анекдота. С одной стороны, участники рынка недовольны системой контроля алкоголя, с другой - считают нелогичным отказываться от нее сейчас, когда в нее уже вложено так много средств. Затраты производителей на внедрение ЕГАИС, включая специальное оборудование и программное обеспечение, оцениваются в общей сложности в 300-500 миллионов долларов. Если ЕГАИС отменят, значит, эти деньги были потрачены впустую.

Кроме того, производители алкоголя отмечают, что установка обновленной версии ЕГАИС, которая предполагалась бесплатной, скорее всего, таковой не станет. Как пишет "Коммерсант", новая система будет устанавливаться бесплатно только в базовом варианте, а за усовершенствованную версию надо будет дополнительно выложить 1,2-2 миллиона рублей за стартовый пакет плюс 30-100 тысяч рублей в месяц за обслуживание.

Некоторые игроки рынка также надеются, что ЕГАИС останется "хоть каким-то препятствием" для поддельного алкоголя на российском рынке, когда спрос на легальную продукцию продолжает снижаться (за первые четыре месяца текущего года, по данным Росстата, спрос на крепкие напитки упал на 19,2 процента).

Необходимость борьбы с поддельными спиртными напитками трудно отрицать. По данным Минздрава, опубликованным еще в 2006 году, ежегодно в России от отравления алкоголем умирают около 40 тысяч человек.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15